ОЧНИТЕСЬ!
В последние дни чуть ли не со всех концов света поступают радостные сообщения о «смягчении» армяно-турецких отношений. Тут и первая встреча Вардана Осканяна с новоназначенным министром иностранных дел Турции Абдуллой Гюлем, прошедшая, по оценкам турецкой прессы, в «чрезвычайно теплой» атмосфере и ставшая «небольшим, но историческим шагом». Тут и очередная встреча в Стамбуле членов армяно-турецкой комиссии по примирению, прошедшая «в более теплой атмосфере, чем предшествовавшие». Тут и встреча бывшего посла Турции в Азербайджане, известного своими антиармянскими взглядами Кадри Тезкана с армянскими организациями США.
Конечно, каждое из упомянутых событий в сфере армяно-турецких отношений нуждается в отдельном анализе, однако нельзя не согласиться с председателем комиссии Ай Дата Армянского Национального Комитета Америки Кеном Хачикяном в том, что «все подобные встречи являются лишь частью кампании правительства Турции по отказу от Геноцида армян».
Все эти акции, инициированные, как известно, Госдепартаментом США и Европарламентом, можно было бы рассматривать как сугубо пропагандистские и якобы демонстрирующие готовность Турции к шагам в требуемом направлении, если бы не все более упорно повторяющиеся слухи о возможном открытии армяно-турецкой границы в самом ближайшем будущем. Слухи эти вызывают серьезную озабоченность, тем более что, как сообщили газете «Тюркиш дейли ньюс» источники в МИД Турции, «по этому вопросу с армянами ведутся конфиденциальные переговоры».
Озабоченность эти слухи вызывают прежде всего потому, что еще ни разу и ни от кого армянское общество не получило внятных ответов на множество тревожных вопросов, связанных с предполагаемым открытием границы (см., например, последнюю по времени статью Гайка Демояна в «ГА» от 17 апреля).
Случайно ли, что все эти годы эта проблема колоссальной государственной важности фактически была отдана на откуп торгашам, и случайно ли, что все публичные обсуждения возможных последствий открытия границы сводятся к радужным экономическим подсчетам, которые, кстати, еще нуждаются в перепроверках и обоснованиях? Достаточен ли в этом вопросе для нас авторитет г-на Сойяка и его армянских коллег?
Ведь открытие границы и даже торговля с Турцией - дело слишком серьезное, чтобы доверять его торгашам. Пусть нас обвинят в каких угодно грехах, но мы отказываемся делать вид, будто речь идет не о традиционно, мягко говоря, недружественной нам стране, руководители которой и своим откровенным нежеланием установить с нами дипломатические отношения (даже сейчас, оказавшись под мощным давлением, они не связывают открытие границы с нормализацией политических и дипломатических отношений), и постоянными агрессивными и прямыми угрозами в наш адрес не дают нам забыть, с кем мы имеем дело.
Впрочем, мы благодарны им за это. Ибо приемы турецкой «дипломатии» уж кому-кому, а нам хорошо известны, и, если их действительно вынудят вступить с нами в дипломатические игры, мы еще не раз с ностальгией вспомним времена честной откровенности.
Мы, кстати, благодарны туркам и за их реакцию на последние события, ибо она освобождает нас от необходимости в тысячный раз повторять одно и то же. Дело даже не в том, что турки впервые на самом высоком уровне (не лично заинтересованные торгаши и администрация приграничных районов) заговорили об «экономическом процветании приграничных районов», об «укреплении своих позиций на Кавказе», об «усилении влияния Турции в регионе и возможности контролировать ситуацию на Кавказе» и т. д. Мы могли бы продолжить перечисление выгод, которые принесет Турции открытие границы, в том числе и тех, о которых она предпочитает вслух не говорить. Но дело не в турках.
Дело, как всегда, в нас самих. Знаем ли мы свои выгоды и те опасности, в том числе и стратегического характера, которые может принести нам открытие границы? Насколько выгодны нам, в частности, те последствия открытия границы, о которых прямо говорят сами турки, - к примеру, процветание ныне бедствующих и пребывающих в полном запустении приграничных районов Турции, по сути оккупированных ею территорий Западной Армении, или усиление ее влияния в регионе?
Мы знаем ответы на эти вопросы, и они вовсе не дают каких-либо оснований для оптимизма по поводу ожидающегося исторического события. Но мы не требуем вечно держать границу на замке. Мы хотим лишь, чтобы наши власти отнеслись к этому вопросу столь же серьезно, сколь турки. Достаточно сказать, что сегодня, как сообщают турецкие источники, группы аналитиков из различных ведомств, в том числе Генштаба, готовят материалы к обсуждению этого вопроса в Совете национальной безопасности. Хотя все необходимые аналитические разработки, безусловно, давно уже готовы.
В Армении, к сожалению, нет органа, равного по компетентности и авторитету Совету безопасности Турции, поэтому мы предлагаем создать временную депутатскую комиссию, которая бы с привлечением всех необходимых экспертов всесторонне изучила этот вопрос и представила стране свое мнение по этому судьбоносному для страны вопросу.
следующая статья