Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2000   >   ШКВАЛ АТАК НА НОВОГО ПРЕМЬЕРА: ПЕРСПЕКТИВА СТАБИЛИЗАЦИИ ВНУШАЕТ СТРАХ, 20 мая

ШКВАЛ АТАК НА НОВОГО ПРЕМЬЕРА: ПЕРСПЕКТИВА СТАБИЛИЗАЦИИ ВНУШАЕТ СТРАХ

Президент в рамках своих конституционных полномочий назначил премьер-министра страны. Возможно, Андраник МАРГАРЯН и не соответствует нашему идеалу премьера и нашим представлениям о человеке, под руководством которого правительство способно вывести страну из глубочайшего экономического и социального кризиса. Но президент посчитал нужным назначить именно его.

Еще до назначения было ясно, что на ком бы из называемых или неназываемых кандидатов остановил свой выбор президент, выбор этот будет подвергнут резкой и тенденциозной критике. Однако шквал атак, обрушившихся на не успевшего еще сформировать правительство и объявить свою программу премьера, настолько беспрецедентен, что вынуждает задуматься об истинных мотивах этой критики.

Конечно, среди критиков есть и люди, искренне озабоченные судьбой страны и считающие, что новый премьер не обладает достоинствами, необходимыми главе кабинета, да еще в нынешней очень непростой ситуации. Если до назначения основным занятием для многих было составление перечня качеств, необходимых, на их взгляд, будущему премьеру, то основное их занятие сегодня - составление перечня качеств, которыми не обладает Андраник Маргарян. И перечень этот достаточно внушительный: от «никогда не руководил ни одним предприятием» до «не владеет ни одним западным языком».

Если отвлечься от мысли, что человека, обладающего всеми теми качествами, которые, согласно этим перечням, отсутствуют у Андраника Маргаряна, вообще в нашей номенклатурной «элите» просто не существует, все-таки следует согласиться, что наличие некоторых из них у нового премьера действительно было бы крайне желательным. Критиков этого ряда отличает одно: все они тем не менее пытаются найти в уже свершившемся назначении нечто позитивное или хотя бы предлагают не спешить с окончательными оценками и дать новому премьеру возможность спокойно поработать какое-то время.

Естественно, что среди критиков немало и таких, которые руководствуются собственными партийными, групповыми или личными интересами. Здесь и те, кто уже видел себя на месте нового премьера (имея или не имея на это основание), и те, кто видел на этом посту представителя своей партии, фракции или клана со всеми вытекающими из этого обстоятельства выгодами. Критика, звучащая с этой стороны, также достаточно, а иногда и чрезмерно резкая, зачастую справедливая, но, как правило, носящая конъюнктурный характер.

Мы видим, как нередко здесь ведется откровенный торг и как меняются «принципиальность» и тон критикующих в зависимости, скажем, от уже обещанных президентом или премьером кресла министра или иных возможностей пользоваться теми привилегиями, которые дает в нашей стране власть или приближенность к ней.

В какой-то степени эта критика поутихнет (а со стороны кое-кого и усилится) после завершения процессов формирования правительства, перекройки парламента, вообще дележа на сегодня «властного пирога».

С другой стороны, подобная критика в принципе никогда не прекращается, ибо она - естественный элемент внутриполитической жизни любой страны, периоды же ее обострения обычно совпадают с дестабилизацией ситуации в стране и ослаблением государственной власти. Справедливости ради заметим, что те же партии и фракции в промежутках между этими обострениями могут, умерив свои аппетиты и амбиции, вполне лояльно сотрудничать с властью, причем руководствуясь не только конъюнктурными соображениями, но и государственными и национальными интересами.

Если бы критика нового премьер-министра ограничилась описанной выше, то ее вряд ли можно было бы назвать беспрецедентной. Ведь и мотивы ее очевидны, и аргументы в определенной степени справедливы. Беспрецедентность же кампании, развернувшейся в связи с назначением А. Маргаряна, придает «критика» особого рода - кстати, самая шумная и самая агрессивная. Она ведется без различия средств и методов, в ход идет все - извращение фактов и мнений, насмешки и глумление, причем с такой озлобленностью и целенаправленностью, что невольно задаешься вопросом: а почему и для чего, собственно говоря, все это делается? Естественно, можно было бы искать объяснение в разочаровании известных сил, которые надеялись, и не без оснований, использовать авторитет А. Маргаряна в антипрезидентской борьбе, а теперь уже называющих его «карманным» премьером.

Но нет, этого объяснения, как и всех их критических характеристик личных данных премьера, на наш взгляд, недостаточно для понимания истинных мотивов неприемлемости для них его назначения. Точнее говоря, все это для них вообще не имеет никакого значения. А имеет значение лишь то, что с назначением Андраника Маргаряна в стране обозначились перспективы возможной стабилизации, согласного сотрудничества всех ветвей власти - президента, правительства и парламента. То, что многочисленные интриги и провокации, направленные на разжигание межвластных конфликтов и в итоге на свержение президента, оборачиваются полным фиаско.

Для расчищающих таким способом себе путь к власти не имело при этом никакого значения и то, что страна скатывается в бездну безвластия и анархии, что в сложившейся атмосфере население впадает в отчаяние и бежит из страны.

С другой стороны, все это имело для них крайне важное значение, так как только в этой ситуации хаоса и беспредела у них был бы, как им кажется, шанс вновь вернуться к власти. А потому: чем хуже - тем лучше.

И вот сегодня их надежды рушатся. Ибо в стране возникает перспектива создания системы сильной власти, укрепления государственности и ее институтов, что само по себе есть благо для народа независимо от того, кто и как относится к президенту, премьер-министру или спикеру парламента.

Сегодня нам иного не дано, страна нуждается в стабильности, ей нужна передышка, и даже не столько для того, чтобы осуществить хотя бы минимальные экономические и социальные программы, сколько для снятия напряженности, ликвидации атмосферы подозрительности, страха, отчаяния, безысходности.

Для этого при согласованных, осмысленных и решительных действиях всех ветвей власти может оказаться достаточным и 100 дней.

следующая статья