Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1999   >   В ТИСКАХ НЕОБХОДИМОСТИ, 11 февраля

В ТИСКАХ НЕОБХОДИМОСТИ

Даже согласно официальным данным, 1,23 млн жителей Армении живут в бедности, а 1, 32 млн – в крайней бедности. Эти и другие параметры позволяют международным организациям отнести Армению к «развивающимся» странам.

САМО СЛОВО «РАЗВИВАЮЩАЯСЯ» вроде бы должно внушать определенный оптимизм, ибо в принципе обозначает какое-то движение от худшего к лучшему. И, возможно, в мире есть страны с теми же параметрами, что и у нас, и эти параметры для них – значительное достижение, ибо они действительно развиваются. Мы же по всем принятым в мире показателям катимся вниз и назад, и нашу страну, как и все бывшие советские республики, следовало бы отнести к категории деградирующих стран. Вот и получается: одни страны развиваются, другие – деградируют, и в каком-то пункте этого разнонаправленного движения их показатели случайно совпадают. Формально они как бы в одной точке, на одном уровне, и это позволяет делать множество столь же формальных выводов и обобщений...

Тем более если исходить из крайне сомнительного в данном случае тезиса о том, что бытие определяет сознание. Но одно и то же бытие, если все эти подсчитываемые параметры считать бытием, может рождать сознание и оптимистическое (как в случае с действительно развивающимися странами), и трагическое (как в нашей стране).

Ведь 90% взрослого населения Армении считает, что раньше у них «было все» (что, конечно, преувеличение), а сегодня у них «нет ничего» (что, конечно, правда).

СЕГОДНЯШНЯЯ НОСТАЛЬГИЯ ПО ПРОШЛОМУ, иллюзия того, что раньше «было все», обусловлена прежде всего разрушением того бытия, которое определяло сознание: в это бытие входили такие фундаментальные ценности, как пенсия, обеспечивающая более или менее достойную старость, вклады в сберкассы, придающие человеку уверенность в критических ситуациях, главное – наличие работы (пусть не престижной или не по сердцу, а просто работы, которая предоставляет заработок и обеспечивает физическое выживание). Многое еще было в том прежнем бытии, что определяло наше прежнее сознание и что нынче бесповоротно утрачено.

Считается, что вместо всего утраченного мы получили свободу, независимость, демократию. Вещи эти действительно замечательные, но ведь фактором нашего бытия они так и не стали и поэтому на наше общественное сознание никакого влияния оказать не могут. Раньше, к примеру, был «железный занавес» и была категория «невыездных», сегодня занавеса нет, а «невыездным» (причем даже в Москву, Прибалтику или на Черное море) стало абсолютное большинство населения. Давно известно – нищий не может быть свободным.

НАША ЖИЗНЬ – ЭТО ЖИЗНЬ В РАМКАХ только необходимости. Жалкие пенсии, пособия, зарплаты распределяются еще до их получения. Мы не лечимся, а если лечимся, то не теми лекарствами, которые лечат, а теми, которые доступны. Мы покупаем одежду и обувь только тогда, когда не купить невозможно, и покупаем не ту, которая нравится, а которая доступна. И так во всем: став якобы на путь «цивилизованности», мы последовательно утрачиваем все возможности жить цивилизованно. К примеру, сделка с «АрменТел» мотивируется необходимостью внедрения в Армении современных средств связи. Но только за 4 последних месяца прошлого года от телефона отказались 15 тыс. семей. Ожидается, что в этом году откажутся десятки тысяч. Надо ли объяснять, что человек с телефоном и человек, с рождения пользовавшийся телефоном, а теперь вынужденно отказывающийся от него, - это не просто два разных человека. Сознание первого может быть каким угодно, сознание второго может быть только трагическим.

«Сведи к необходимости всю жизнь, И человек сравняется с животным», - писал Шекспир в «Короле Лире».

Наша жизнь все больше сводится к необходимости, наше бытие все больше вынуждает нас деградировать, но наше сознание – историческое, национальное, даже «совковое» - противится этому. И в этом ощущении трагичности ситуации – наше спасение, ибо стоит только поверить, что мы действительно «развиваемся», как сбудется предсказание Шекспира.

следующая статья