Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2007   >   ТО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ... В ПАМЯТИ ПОЧЕМУ-ТО ВСПЛЫЛА СТРОКА ИЗ ШУТЛИВОЙ ПЕСЕНКИ: «ТЫ, ЗИН, НА ГРУБОСТЬ НАРЫВАЕШЬСЯ», 16 ноября

ТО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ... В ПАМЯТИ ПОЧЕМУ-ТО ВСПЛЫЛА СТРОКА ИЗ ШУТЛИВОЙ ПЕСЕНКИ: «ТЫ, ЗИН, НА ГРУБОСТЬ НАРЫВАЕШЬСЯ»

В ПАМЯТИ ПОЧЕМУ-ТО ВСПЛЫЛА СТРОКА ИЗ ШУТЛИВОЙ ПЕСЕНКИ: «ТЫ, ЗИН, НА ГРУБОСТЬ НАРЫВАЕШЬСЯ»


Еще накануне прошлых президентских выборов мы, будучи уверенными в том, что экс-президент участвовать в них не осмелится, тем не менее призывали его прислушаться к страстным мольбам соратников. Вот и в этом году, еще задолго до появления первых симптомов возвращения Левона Тер-Петросяна в активную публичную политику (не публичная не прерывалась никогда), мы не раз повторяли свой призыв, опять же имея в виду, что его участие в президентских выборах будет в огромной степени способствовать развенчанию и крушению множества мифов, мешающих нормальному развитию страны. И прежде всего развенчанию главного мифа - мифа Левона Тер-Петросяна как якобы мудрого политика и государственного деятеля. Ведь этот миф благодаря неустанной пропаганде оппозиционных СМИ был и остается единственным ресурсом как самого Л.Т.-П., так и всех аодовских и вообще жаждущих реванша сил.

Признаем, что и мы, не веря в возможность его участия в президентских выборах, возможно, также находились под влиянием этого мифа, в частности представляющего Л.Т.-П. как весьма «осторожного» и «прагматичного» политика. И дело тут не только в мифах, ибо не нужно быть провидцем, чтобы знать: попытка реванша неотвратимо должна будет привести к разоблачению множества вовсе не мифических преступлений, совершенных АОД в годы своего правления и даже до прихода к власти при непосредственном попустительстве, а то и прямом соучастии Л.Т.-П. - одного из лидеров комитета «Карабах», председателя Верховного Совета, а затем и президента РА.

Поэтому, когда многолетние, порядком уже поднадоевшие разговоры о «возвращении» Л.Т.-П. к осени этого года стали находить свои очевидные подтверждения, в памяти почему-то всплыла и так и застряла в ней строка из шутливой песенки советского барда: «Ты, Зин, на грубость нарываешься...» Последующие события только превратили это предположение в уверенность.

Конечно, пока Л. Т. -П. еще только выразил желание участвовать в выборах. Но это еще не значит, что он действительно будет в них участвовать. Ведь для этого надо еще официально зарегистрироваться и к тому же не снять свою кандидатуру в последний момент. Метод тоже испытанный, и именно к такой шулерской тактике прибегла организация АОД в ходе парламентских выборов нынешнего года. Во всех случаях у Л.Т.-П. на все про все около 3 месяцев, и сейчас нет смысла гадать, чем обусловлено это, на посторонний взгляд, бездумное или безумное решение Л.Т.-П. В конце концов, какие-то расчеты могут строиться и на неизбежном поражении, что станет ясно уже после 19 февраля. Поживем - увидим.

Вместе с тем уже сегодня очевидно, что оборотная сторона возбужденного Л.Т.-П. процесса - т.е. разоблачение преступной деятельности режима АОД - уже независимо от него и его действительных планов набирает силу и, судя по всему, скоро станет неотвратимой и необратимой. Это - веление времени. Несомненно, каждый совершеннолетний житель Армении может засвидетельствовать, что это требование не только сегодняшнего дня, так как сразу же после падения режима АОД общественность единодушно требовала от президента Кочаряна расследования преступлений и наказания «бывших», но, смешно сказать, их деятельности не была дана даже адекватная политическая оценка. Когда-нибудь, а может быть, и очень скоро мы, возможно, узнаем причину и этого «белого пятна» нашей новейшей истории. Выполни тогда «новая» власть требование общественности, наша жизнь наверняка получила бы иное, более благоприятное развитие.

Между тем это требование, более чем естественное для каждого пережившего аодовский ад, никуда не исчезло, оно лишь затаилось в ожидании наступления более благоприятных и справедливых времен. И кто знает, не предчувствие ли скорого наступления этих времен побудило «мудрого» Л.Т.-П. принять решение пойти ва-банк, ибо только взятие власти может предотвратить (да и то лишь временно) наступление разоблачения и наказания?

Мы не можем знать точно, случайно ли, как заверяет официальная версия, именно на эти дни пришлась история с «потерянными» и «найденными» папками уголовного дела комитета «Карабах» или это одно из заранее заготовленных обещанных действующими властями «напоминаний», но это в принципе не имеет значения, так как интерес этой истории
в ином. Прежде всего в реакции тер-петросяновского лагеря. Она весьма показательна, хотя и в этом случае, как и всегда, поддерживающая его пресса действовала по традиционной инструкции: делаете из проблемы пустяк, из пустяка - проблему.

Любопытна в этом смысле самая первая реакция, свидетельствующая о тупой приверженности к стереотипам и полном отсутствии умения ориентироваться в действительно неожиданных ситуациях. Абсурдно, но, даже понимая, что история с пропажей уголовного дела начинает раскручиваться, экс-президент по привычке позорно отмалчивался, а позже, когда генеральным прокурором был озвучен фактически ультиматум, первым ответом на него (события развивались так стремительно, что аодовской прессе удалось даже не упомянуть о нем вообще) стало заявление партийного функционера Айоцяна о клевете и полном отказе от самого факта, который спустя час вынужден был признать Л.Т.-П. , опять же, естественно, не лично, а устами еще одного своего глашатая - главного редактора «независимой» газеты «АЖ» Никола Пашиняна.

Содержание заявления столь же беспомощно, сколь и форма его подачи. Главный аргумент - взял дело то ли в 1995, то ли в 1996 году для помещения его в музее АОД, который должен был быть создан к его 10-летию, конкретно в 1998 году. Этот «аргумент» просто смешон, ибо никто никогда не слышал, чтобы президент за последующие 2-3 года, вплоть до 1998 года, пока он был полновластным хозяином страны, что-нибудь предпринял для создания подобного музея или хоть раз публично высказал свое намерение. Не говоря уже о том, что в мире существует множество вполне законных и цивилизованных способов передачи документов в музеи, о которых не мог не знать президент страны. «Аргумент» с музеем - это наспех придуманная басня.

Подлинная же причина изъятия уголовного дела, на наш взгляд, в другом. И зря газета «Айкакан жаманак» пытается превратить проблему в пустяк, внушая читателю, будто в 1996г. уголовное дело было прекращено, а его протоколы представляли собой лишь «исторический документ». Гораздо ближе к истине газета «Чоррорд ишханутюн», обвиняющая власти в том, что вся эта история затеяна с тем, чтобы посеять раздор между членами комитета «Карабах», якобы готовыми вновь объединиться и образовать «грозную силу»... Здесь верно лишь то, что тома уголовного дела действительно содержат в себе материалы, компрометирующие некоторых его членов. Помнится, об этом шли разговоры еще в самом начале 90-х, когда отдельные места дела с позорными показаниями некоторых обвиняемых читались вслух в узких аодовских кругах.

Почему в таком случае дело в те годы не было уничтожено хотя бы ради сохранения красивой легенды о славном революционном прошлом, которой сегодня Л.Т.-П., совсем как в свое время старые большевики на встречах с пионерами, потчует развесившую уши беспамятную молодежь? Конечно, здесь тоже возможны варианты. Но мы склонны думать, что прежде всего потому, что такой мастер интриг, шантажа и провокаций, как Л.Т.-П. , ни за что не согласился бы лишить себя возможности при необходимости лично воспользоваться содержащимся в материалах компроматом, почему и переправил их в личный архив.

Мы, естественно, не собираемся подменять следствие, которое, надеемся, расставит все точки в этой истории. Тем не менее выскажем свое мнение и о времени затребования уголовного дела. Тем более что вовсе не случайно в своем заявлении экс-президент якобы запамятовал: в 1995 или 1996 году... В действительности дело было выдано 6 ноября 1996 года. (Кстати, как выяснилось буквально в последние дни, без какого-либо оформления, а лишь на основе устного требования.) И, возможно, это многое объясняет. Ведь до состоявшихся в конце сентября того же года выборов, обернувшихся для «избранного» на второй срок Л.Т.П. мучительным кошмаром и стрельбой по народу, он был настолько уверен в незыблемости своей власти, что для него не имело значения, содержатся интересующие его документы в архиве прокуратуры или в его личном архиве. Какая разница! Но когда почва под ногами заколебалась и когда в любую минуту он мог лишиться возможности распоряжаться документами, надежнее все-таки было держать их у себя под рукой. Тем более что некоторые могущественные члены комитета «Карабах» в собственных интересах вполне могли добраться до дела раньше него. Случайно ли уже даже в прессе появились предположения, что некоторые отсутствующие тома дела правильнее было бы поискать в личном архиве Вано Сирадегяна. Не стоит сбрасывать со счетов и то очевидное обстоятельство, что и сам Л.Т.-П. был одним из обвиняемых и допрашиваемых по данному уголовному делу.

На этом пока остановимся в уверенности, что невинная история с потерянными и найденными томами уголовного дела, хранящего в себе множество еще ждущих своего раскрытия тайн, - вовсе не та «грубость», на которую нарывается и еще нарвется экс-президент, считающий, что «пришло время назвать вещи своими именами».

P.S. В свете последних событий нам не кажется риторическим вопрос о местонахождении томов уголовного дела по событиям 27 мая 1990 года, приведшим к гибели людей на железнодорожной станции и Советашенском шоссе, о котором нам на днях напомнил бывший прокурор Сократ Овсепян. На всякий случай хотелось бы получить подтверждение Генпрокуратуры о том, что они находятся там, где им положено находиться, а не в чьем-то «личном архиве». 

следующая статья