Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1999   >   ПО ЗАДАННОМУ КРУГУ, 9 февраля

ПО ЗАДАННОМУ КРУГУ

Во время субботней пресс-конференции президент Кочарян посетовал на то, как трудно руководить страной, население которой не прошло необходимый цивилизованный путь развития и вследствие этой своей недоразвитости противится многим начинаниям власти. Наблюдение это, конечно, справедливо, ибо того пути мы действительно не проходили. И в свое оправдание можем лишь напомнить, что и власти наши, в том числе и президенты, тоже родились и воспитывались не в колыбелях современной цивилизации и демократии и тоже кое-чего не проходили.


ПО АПРОБИРОВАННОЙ СХЕМЕ

Как тут не вспомнить, что во времена Левона Тер-Петросяна его идеологическое окружение, стремясь объяснить возникшую по вполне понятным причинам отчужденность власти от народа, усиленно пропагандировало известные теории о лидерах, опережающих в своем развитии собственный народ, и о необходимости чуть ли не насильственной «переделки» этого «непонятливого» народа. Чем закончилась эта пагубная во всех отношениях затея, известно. В выступлениях же президента Кочаряна эта нотка столь отчетливо прозвучала впервые, но, судя по нарастающему противодействию общества некоторым инициативам власти, эта идефикс со временем может показаться и ему спасительной. Так что, пока не поздно, лучше поискать реальные причины этого «непонимания».

В чем мы действительно не понимаем президента, а он не понимает нас, видно хотя бы по фрагментам упомянутого интервью.

ЗАЧЕМ НУЖНО «ПРОЯВЛЯТЬ ТЕРПЕНИЕ»?

«Никогда не допущу, чтобы силы с криминальным уклоном оказывали влияние на власть», - сказал решительно президент. Конечно, заявление в условиях Армении несколько самонадеянное, но в принципе понятное. Однако для общества проблема влияния «сил с криминальным уклоном» на власть достаточно надуманная, ибо главная наша проблема – это сами власти «с криминальным уклоном». Вот в этом главном президент нас никак понять «не хочет».

Когда г-н Кочарян избирался президентом, одним из основных его предвыборных обещаний было наказание лиц, виновных в тягчайших преступлениях перед народом и государством. И после его избрания в обществе теплилась надежда на утверждение законности в стране. Прошел год президентства. За год стали известны многие факты и обстоятельства совершенных преступлений, имена их авторов. Но при этом ни один из крупных преступников так и не предстал перед судом. А тот
единственный, которому были предъявлены конкретные обвинения, сейчас «лечится» во Франции, по слухам, на собственной вилле в Ницце.

Общество же, естественно, продолжает требовать наказания виновных. Что, казалось бы, здесь такого непонятного? Может, и это признак нашей отсталости и несоответствия столь уважаемым г-ном президентом «европейским стандартам»? Но г-н Кочарян в ответ на это требование в том же интервью назидательно поучает: «Все должно быть в рамках закона...» Прервем цитату. Кто, где и когда требовал от президента нарушать закон? И разве нашему столь ускоренно цивилизовавшемуся президенту непонятно, что требование наказания преступников – это прежде всего требование утверждения в стране законности? Может быть, существуют какие-нибудь другие способы утвердить в стране закон и порядок?

Продолжим прерванную цитату: «... и народ должен набраться терпения...». Вот это нам вовсе непонятно. О каком терпении речь? К примеру, на прошлой неделе были опубликованы (в том числе и нашей газетой) красноречивые фрагменты из отчета Временной депутатской комиссии по изучению эффективности использования иностранных кредитов и займов. Из него однозначно следует, что из 382 млн кредитов растрачено 152,51 млн долларов. Заметим, что кредиты хотя и иностранные, но деньги-то наши, кровные, как когда-то говорилось, народные. В отчете все расписано подробно и конкретно, и в любой из цивилизованных стран, до которых мы еще «не доросли», только этого отчета было бы достаточно, чтобы по закону передать дело в суд и наказать расхитителей. Мы же, по мнению президента, должны еще набраться терпения, хотя в принципе о глобальном разворовывании кредитов известно было изначально.

ДОЖДАЛИСЬ ПОКАЗАНИЙ ИНОСТРАНЦЕВ

На прошлой же неделе представитель фирмы «Англия – консалтинг» Роберт Грин подтвердил криминальный характер распродажи нашей связи - в частности, он заявил, что бывшему министру Григору Похпатяну в качестве взятки передано 10 млн долларов. Рассказал он и о нанесенном нам фирмой TWT ущербе в 77 млн долларов и о многом другом. Все это TWT ущербе в 77 млн долларов и о многом другом. Все это ущербе в 77 млн долларов и о многом другом. Все это в принципе нам, как и г-ну Кочаряну, давно известно. Теперь же г-н Грин передал ему папочку с документами, несомненно, подтверждающими факт преступлений.

И вот, несмотря на наличие папочки, во время интервью президент Кочарян, по существу, однозначно заявил, что трогать «АрменТел» нельзя и что все обсуждения в парламенте и прессе только «портят инвестиционное дело». Как, если не откровенное, мягко говоря, давление на депутатов, можно расценить его заявление о том, что инвестиционные процессы заморожены, ибо инвесторы ждут итогов этого обсуждения? По словам президента, инвесторы жалуются на отношение к ним в нашей стране. Однако в вопросе отношения международных деловых кругов к ситуации в Армении мы больше склонны доверять тому же господину Грину, который фактически повторяет слова президента, но недоверие к нашей стране объясняет как раз коррумпированностью чиновников и царящим у нас беззаконием. По всему тому, что говорил президент во время интервью, а он обращался к этому вопросу неоднократно, в этом случае он собирается ради 74 млн долларов инвестиций «Арментел» даже игнорировать закон, на который так любит ссылаться. Не случайно он отказался комментировать решение Конституционного суда.

ЗАКОН ИЛИ ВОЛЯ ПРЕЗИДЕНТА?

На следующий день после интервью президента заместитель генерального прокурора сообщил о том, что по упомянутым г-ном Грином фактам возбуждено уголовное дело. Конечно, заявление это вовсе не случайно было сделано в воскресный день, как раз накануне парламентского обсуждения. Тем не менее на примере этого дела нам предоставляется уникальная возможность проследить, что у нас в стране главнее: закон или воля президента. Или преступники будут наказаны, или и на этот раз общество и президент «не поймут» друг друга?

следующая статья