Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2002   >   УРОКИ МАЯ: ЛИМИТ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИСЧЕРПАН,30 мая

УРОКИ МАЯ: ЛИМИТ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИСЧЕРПАН

Май в истории армянского народа отмечен событиями, которые по праву можно отнести к разряду судьбоносных. Только в его последнюю декаду мы отмечаем годовщину героических сражений 1918 года под Сардарапатом, Баш-Апараном и Караклисом, создания Первой Республики Армения, освобождения после взятия Шуши армянских территорий Арцаха. Мы называем эти события судьбоносными не ради красного словца - все они в роковые минуты армянской истории определяли дальнейшую судьбу нации и государственности, в очередной раз отвечая на брошенный нам вызов: быть или не быть?

Нынешний май, уже почти закончившийся, слава богу, подобных очевидных угроз в себе не несет и на поле боя с оружием в руках нас не призывает. Но все равно - от ощущения близости рокового рубежа, необходимости ответа на тот же сакраментальный вопрос - не уйти. Ибо повсеместно осознание того, что время, отпущенное нам на ошибки, шатания, разброд, преступную деятельность и преступную бездеятельность, исчерпано. И неудивительно, что именно это настроение было преобладающим и на состоявшемся 27-28 мая в Ереване II Всеармянском форуме. Если во время I форума, прошедшего осенью 1999г., многие считали, что важны не результаты, а сам факт встречи армян со всего мира, то сегодня утверждения, будто важен не конкретный результат, а сам процесс, находят все меньше сторонников. Вероятно, это обстоятельство имел в виду президент Кочарян, предостерегавший в своем вступительным слове от чрезмерных ожиданий. К подобным ожиданиям, кстати, мало располагал и его отчет о работе, проделанной после I форума.

Хотя он и продемонстрировал, что упорно распространяемое мнение, будто «ничего не сделано», тоже несправедливо. Возможно, жажда действия и конкретных результатов кое у кого (мы не говорим о злопыхателях) вызвало поспешное и эмоциональное ощущение, будто и «этот форум ничего не даст». Так ли это? Если отвлечься от несбывшихся индивидуальных ожиданий, если не придавать значения самой возможности общения тысяч армян, если не учесть того обстоятельства, что сотни армян имели возможность высказаться и быть услышанными, если в конце концов не порадоваться тому, что многие участники форума впервые побывали на Родине, если даже пренебречь тем, что зарубежные участники форума потратились и тем самым внесли в экономику Армении несколько миллионов долларов, то все равно - оценить конкретные результаты форума мы сможем, как отметил премьер-министр Андраник Маргарян, через несколько месяцев, когда начнут или не начнут воплощаться предложения, прозвучавшие в эти два стремительных дня. Премьер, безусловно, прежде всего имел в виду полученные им деловые предложения. О 30 только программных предложениях в сфере бизнеса говорил на заключительном заседании Тигран Давтян, координировавший работу секции экономики.

А чего стоит хотя бы предложение о создании общеармянского банка, которое на глазах обретает вполне реальные очертания. Реализация этих предложений жизненно важна и для социально-экономического развития Армении, и для укрепления связей Армения-Спюрк. Кое для кого представления об этих связях бизнесом, кстати, и ограничиваются. На наш взгляд, не менее важно воплощение программных предложений, прозвучавших и в других секциях. К примеру, в секции по образованию, культуре и науке пришли к мысли о необходимости создания двух комиссий: по арменоведению и языковой политике. Вполне реально и решение провести осенью всеармянскую конференцию по арменоведению, шел разговор и о создании действующей на постоянной основе общеармянской структуры, координирующей работы в этой области. Как о близкой реальности говорит министр Левон Мкртчян о создании компьютерной сети, объединяющей все школы Армении, а затем и все армянские школы в мире. Подобные программные предложения прозвучали во всех секциях без исключения. О них мы надеемся рассказать по мере реализации.

Пока же необходимо отметить два обстоятельства: во-первых, все программные предложения, по сути, относятся к созданию тех или иных организационных форм, структур или механизмов, и, во-вторых, практически ни одно из них не является новым. Все они уже звучали на I форуме, а то и до него. Но если раньше их можно было проигнорировать, то теперь, и это чувствовалось по всему, от их реализации не уйти. Как уже было сказано выше, ресурс бездействия исчерпан. И раз уж мы заговорили о предложениях по созданию общеармянских структур, то, естественно, не можем не упомянуть о той полемике, которая развернулась в секции «Политические проблемы. Отношения Армения-Спюрк». Коротко говоря, и в этой секции два дня разговор шел как раз о формах организации отношений Армения-Спюрк, о сближении позиций, о взаимопонимании и в конце концов о заветной армянской мечте - единстве целей и действий. И естественно, что и здесь звучали предложения о создании необходимых общеармянских структур и механизмов. Заметим, что каждое подобное предложение бурно приветствовалось залом.

Предложения эти никем не оспаривались, и это, конечно, вовсе не означало, что к их реализации препятствий нет. Показательным в этом смысле стало и выступление председателя Конституционного суда Гагика Арутюняна, который говорил не только о необходимости общеармянской представительской структуры, но и представил в общих чертах механизм ее создания. Любопытно, что г-н Арутюнян несколько раз повторил мысль, что подобная структура должна была быть создана еще «вчера», а в ответ на реплики из зала, мол, кто же вам мешал сделать это, даже рассказал о существовании программы, которую еще накануне I форума одобрил Вазген Саркисян, но реализовать которую по каким-то причинам не удалось.

Конечно, хотелось бы услышать об этих причинах от самого г-на Арутюняна, однако, думается, они и без того понятны, ибо в зале (не с трибуны) можно было услышать откровенные утверждения о незаинтересованности властей Армении, особенно МИД, в создании сильной общеармянской, однако не вполне контролируемой ими структуры. Подтверждением этих подозрений стала реакция присутствовавших на выступление председателя Конституционного суда. Если зал в целом реагировал особенно бурно, поскольку на сей раз идею выдвинул не «рядовой докладчик», а представитель высшей власти, что почти гарантировало в глазах присутствовавших реализацию идеи, если выступавший вслед за Гагиком Арутюняном московский редактор и публицист Карен Микаелян просто заявил, что ему остается только присоединиться к выступлению г-на Арутюняна, то иной была реакция посла Дживана Табибяна, председательствовавшего на секции.

Выступление председателя Конституционного суда и воодушевление зала ему пришлись явно не по душе, и он стал говорить о трудностях и почти невозможности этого дела, и, в отличие от Г. Арутюняна, предлагавшего начать процесс создания подобной структуры чуть ли не сейчас же, г-н Табибян, всячески усложняя реализацию и без того нелегкой задачи, в итоге предложил несколько лет собирать предложения, изучать их, чтобы потом, на следующем возможном форуме, обсудить их. Позиция г-на Табибяна настолько очевидно противоречила настроению зала, что послышались нелицеприятные реплики личного свойства от наших зарубежных гостей, в отличие от нас, впервые имевших возможность публично лицезреть этого видного дипломата Армении, видимо, достаточно хорошо его знающих. В итоге г-н Табибян очень рассердился и фактически прервал заседание. И г-ну Арутюняну пришлось сказать несколько умиротворяющих слов, которые только свидетельствовали о том, что ца
рящее в зале недовольство как раз и есть отражение реальной ситуации.

Мы остановились на этом малоприятном эпизоде лишь потому, что он, на наш взгляд, очевидно продемонстрировал: время бездействия, игнорирования насущных национальных требований и интересов прошло. Лимит ресурсов и терпения нации исчерпан. Это - урок не только завершившегося форума, но и всего прошедшего мая. Опять же судьбоносного. 

следующая статья