Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2009   >   КАСПИЙСКИЙ КРУГ АМЕРИКАНСКИХ МОШЕННИКОВ, 9 июля

КАСПИЙСКИЙ КРУГ АМЕРИКАНСКИХ МОШЕННИКОВ

Было бы несправедливо, рассказывая о судебном процессе по поводу дачи взяток американскими инвесторами президенту Азербайджана с целью покупки по заниженной цене нефтяной компании, не вспомнить о «Казахгейте» - другом процессе, тянущемся вот уже 6 лет в том же окружном суде, Южного округа Нью-Йорка. Эти процессы можно было бы назвать идентичными, если бы не некоторые различия, о которых будет сказано ниже. Но вначале о неслучайных совпадениях.

Это прежде всего главный герой и объект преступлений – нефть. Причем не нефть вообще, ибо и в азербайджанском, и в казахстанском процессе фигурирует буквально одна и та же нефть – каспийская. Однако вряд ли какими-то особыми свойствами именно этого продукта обусловлено то обстоятельство, что в обоих случаях, с одной стороны (в качестве взяткодателя), выступают американские мошенники, действующие под «крышей» высоких покровителей и спецслужб, а с другой (в качестве взяткополучателя) – первые лица новообразованных независимых государств, они же партийные лидеры бывших советских республик. Нет, конечно, здесь действуют иные закономерности.

КАЗАХГЕЙТ

Суд против тех, кто давал многомиллионные взятки президенту Азербайджана, продолжается. Суд против тех, кто давал многомиллионные взятки президенту Казахстана, завершен.

Труды и дни личного советника президента Назарбаева

Джеймс Гиффен, 67-летний американский бизнесмен, которого Прокуратура США обвиняет в подкупе высших чиновников Казахстана, создав в 1984 году в Нью-Йорке инвестиционный банк Mercator Corp., в 1988г. стал во главе Нью-йоркского консорциума американской торговли, добивавшегося контрактов в Советском Союзе для семи компаний США, в том числе Chevron. Уже тогда он общался с советскими руководителями, в том числе и с Горбачевым (на которого, как говорят, оказывал даже политическое влияние), тогда же завязал деловые отношения и с Нурсултаном Назарбаевым. По свидетельству бывшего посла США в Казахстане Уильяма Кортни, после распада СССР в 1991 году он стал консультантом этой республики, организовал для Назарбаева визит в Вашингтон в 1992г., а в апреле 1993г., после 4 лет переговоров, компания Chevron согласилась выплатить около $800 млн за 50-процентную долю в одном из крупнейших в мире месторождении - «Тенгиз».

Компания Mercator была нанята Казахстаном для оказания консультационных услуг, а Гиффен в 1995г. назначается личным советником Назарбаева. По данным Прокуратуры США, с 1995 по 2000гг. Mercator получила гонораров на сумму около 67 млн долларов, консультируя по шести сделкам Министерство нефти и газа Казахстана. Сюда входили такие операции, как сделка компании Mobil на сумму в 1,05 млрд долларов по приобретению 25-процентной доли в месторождении «Тенгиз» в 1993г.; приобретение компанией Amocо прав на пользование каспийским трубопроводом за 150 млн долларов в 1997г.; сделка компании Техасо по приобретению доли в нефтегазовом месторождении «Карачабанак» в 1998г.; приобретение за 271 млн долларов компанией Phillips Petroleum прав на добычу на Каспии в 1997г.

Между тем, как выяснила та же прокуратура, из денег, выплаченных компаниями Казахстану и Mercator, Гиффен 84 млн долларов перевел на секретные счета, принадлежавшие президенту Нурсултану Назарбаеву (60 млн долларов), премьер-министру Нурлану Балгимбаеву (около 18 млн) и третьим лицам (6 млн).

В обвинительном заключении, составленном в 2003 году, также утверждалось, что взятки казахстанским партнерам давались не только долларами. Не брезговал Назарбаев и такими «мелочами», как снегоходы, моторная лодка стоимостью 80 тыс. долларов, оплатой обучения его дочери Алие в Вашингтоне (22 тыс. 625 долларов). Поскольку дети премьер-министра тоже хотели учиться в США, то Гиффену пришлось заплатить 36000 долларов за содержание дома в Ньютоне. Поскольку семья Балгимбаева нуждалась в бриллиантах и лечении на швейцарских минеральных водах, то на это также пришлось выложить около 1 млн долларов.

Сам Гиффен, получавший от компании Chevron по 7,5 цента с каждого барреля нефти, тоже жил не бедно. В обвинительном заключении говорилось, что в 1998 году только за одно посещение ювелирного магазина Женевы он потратил 500 тыс. долларов.

Обвинительное заключение содержит массу подобных деталей, не говоря уже о том, что в нем подробнейшим образом вскрыты имена участников и механизмы коррупционных сделок, названы офшорные компании, номера секретных счетов и все остальное. Между тем, несмотря на то что судебные слушания проходят перманентно (и в 2006, и в 2007, и в 2008гг.), однако вот уже 6 лет дело до приговора не доходит.

И все потому, что еще в 2004 году Гиффен ошарашил следователей заявлением о том, что действовал с ведома ЦРУ. Не выяснив этого обстоятельства, приговор вынести невозможно. Гриффену грозит 88 лет тюрьмы, если его признают виновным по всем статьям, и всего 4-7 лет за неуплату налогов, если он докажет, что власти США одобряли его действия.

Руководство Казахстана под управлением ЦРУ и Госдепа

И действительно, никогда не было секретом, что функции Гиффена в Казахстане обеспечением нефтяных контрактов не ограничивались. Его адвокаты заявили, что о его действиях знали и смотрели на них сквозь пальцы Центральное разведывательное управление, Белый дом и Госдепартамент. Они подкупали таким способом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Адвокаты затребовали копии переписки Гиффена с 15 бывшими высшими чиновниками США, в том числе с госсекретарем Джеймсом Бейкером, советником по национальной безопасности Брентом Скоукрофтом и директором ЦРУ Робертом Гейтсом (нынешним министром обороны США). Гиффен не только шпионил. Адвокат Шварц указывал: «Когда правительству США нужно было что-то сделать в Казахстане, об этом просили Гиффена». Так, например, бывший сотрудник ЦРУ Баер в своей книге «Не видя зла» рассказывает, что, когда США нужно было предотвратить продажу Назарбаевым ракет класса «земля-воздух» и других видов вооружения в Северную Корею и Иран, «они обратились к Джеймсу Гиффену, чтобы снять проблему. Он был их каналом». О том, что Гиффен играл ключевую роль при перестановках в правительстве Казахстана, свидетельствует экс-посол Элизабет Джонс.

26 января 2007 года федеральный Апелляционный суд решил, что Джеймс Гиффен может использовать на процессе «защиту с позиций государственных интересов». Но уже в 2005 году Гиффен решил «сдать» казахстанских партнеров в обмен на меньший срок для себя. Он не отрицает факт дачи взяток, но в свое оправдание говорит, что все время работал на ЦРУ и Госдепартамент. Два года суд решал, может ли Гиффен требовать раскрытия секретных материалов или нет. Наконец суд поддержал Гиффена, сочтя, что любой обвиняемый должен иметь все возможности доказать свою невиновность. Апелляционный суд поддержал это решение.

В то же время Апелляционный суд пояснил: «Чтобы добиться обвинительного приговора по данным пунктам обвинения, правительству США достаточно доказать, что Гиффен обманом лишил Республику Казахстан принадлежащих ей средств и давал взятки высоким казахстанским чиновникам (Назарбаеву и Н.Балгимбаеву)…»

К тому же, поскольку отчеты Гиффена правительственным чиновникам не раскрывали его намерения совершать преступления, их приказы «держаться поближе к президенту Казахстана и про дол жать докладывать о его действиях» не являются санкцией на совершение вменяемых Гиффену в вину преступлений…». А преступления, в совершении которых подозревается Гиффен, включают:

а) обман Республики Казахстан совместно с высшими чиновниками Казахстана (Н.Назарбаевым и Н.Балгимбаевым) путем похищения средств, по закону принадлежащих РК, которые маскировались как «гонорары консультантам» либо «займы» и использовались на нужды личного обогащения Гиффена и этих высших должностных лиц;

б) дачу взяток казахстанским чиновникам (Н.Назарбаеву и Н.Балгимбаеву) посредством выплаты миллионных средств на банковские счета, принадлежавшие этим чиновникам и членам их семей, а также приобретение для них предметов роскоши.

в) участие в сговоре по отмыванию денег с целью сокрытия фактов совершения противоправных действий.

Окружной суд придерживается позиции, что поскольку швейцарские счета являлись секретными; поскольку они были открыты на корпоративные имена и поскольку «банк Mercator открыл «транзитный» счет в Нью-Йорке, на который Казахстаном перечислялись средства для покупок и оплаты расходов в Соединенных Штатах по указанию казахстанского руководства, чиновники США должны были понять, что все это является взяточничеством (со стороны Н.Назарбаева и Н.Балгимбаева) и мошенничеством (со стороны Дж.Гиффена). Взятки, накопленные на секретных счетах Назарбаева и Балгимбаева, решением суда перечислены в Фонд помощи казахским детям

Власти Казахстана пытались опровергнуть это обвинение. Они заявляли, что Назарбаев в 1996г. уполномочил своих министров перевести средства в Швейцарию в качестве меры предосторожности, на случай экономического кризиса. По поводу начавшегося судебного расследования представители президента РК не раз заявляли, что это внутреннее дело Соединенных Штатов. Однако в мае 2007 года «Время новостей» сообщило, что 3 мая Департамент юстиции США подписал решение о конфискации 84 млн долл. со счета в швейцарском банке «Пиктс и Си», принадлежащего казначейству Минфина Казахстана. Эти деньги были переведены туда в июне 1999 года со счета в другом швейцарском банке – «Кредит Агриколь Сендосуэз», открытого на имя «Орел кэпитал лтд.». Потом деньги были заморожены швейцарскими властями по просьбе США, как только выяснилось, что они были переведены со счета одного из руководителей Казахстана и являются данной ему Гиффеном взяткой. Власти Казахстана пытались оспорить это решение, настаивая, что средства принадлежат народу Казахстана, но все судебные процессы по этим искам были Астаной проиграны.

И вот 3 мая 2007 года правительство Казахстана отказалось от претензий на эти средства, и 84 млн долл. были переведены в Фонд помощи казахстанским детям. В заявлении, опубликованном по этому поводу Департаментом юстиции США, сказано, что направляемые в детский фонд средства являются теми «взятками, которые были переданы президенту Казахстана». По отдельному соглашению, средства, конфискованные со счетов, принадлежавших членам руководства Казахстана, должны были быть направлены на реализацию двух других программ. Одна будет способствовать контролю общественности над прозрачностью заключенных в Казахстане сделок в нефтегазовой сфере. Другая – контролю над финансовыми потоками, что позволит упреждать коррупцию в эшелонах власти Казахстана. Не знаем, что дали на практике эти программы, однако Всемирному банку, с которым согласовывались эти программы, в чувстве юмора не откажешь. После этого бесплодные попытки делать вид, будто это уголовное дело не касается Казахстана, стали бессмысленными.

Кстати, подобный оборот дела не является сделкой с правосудием. Ведь они не снимают обвинения с участников «Казахгейта», не гарантируют им иммунитета или амнистии, а также умолчания о той неблаговидной роли, которую играли казахстанские фигуранты судебного процесса.

Приговор в опечатанном конверте

Конечно, описать в газетной статье все перипетии «Казахгейта» или хотя бы продолжающегося вот уже 10 лет следствия и судебного разбирательства невозможно, тем более что и конца ему не видно.

Но вот последние сообщения. В прениях защитников и обвинителей 23 марта текущего года постоянно упоминались некие материалы under seal («опечатанные»). Речь о материалах, хранящихся в опечатанных конвертах, которые рассматриваются в закрытых заседаниях, Но under seal могут быть не только документы, но и особое обвинительное заключение по отношению одного из соучастников преступления. Это обвинение остается закрытым вплоть до специального распоряжения суда.

По мнению юристов, осведомленных о делах в отношении действующих президентов, обвинительное заключение и даже приговор, если он будет вынесен, также будут храниться в опечатанном конверте до какихто пор. Интересно - до каких?

Обсуждался и вопрос о том, как поступить с документами, изъятыми у Гиффена, а также в офисах нефтедобывающих компаний. Ведь в них содержатся условия контрактов и коммерческие секреты. Например, роялти, которые платят давшие взятки корпорации. Можно только представить, что будет с теми, по большей части европейскими компаниями, которые взяток лично президенту не давали и поэтому вынуждены многие годы платить несравнимо более высокие роялти!

Судья Поули постановил помечать такие документы специальным штемпелем и дал защите срок ознакомления до 4 июня 2009 года, чтобы подготовиться к процессу.

Вторым важным решением судьи, окончательно похоронившим все надежды на то, что суд просто не состоится из-за обилия секретных документов спецслужб, стало решение об ознакомлении адвокатов Гиффена с этими документами. Отчеты ЦРУ, Госдепартамента, Агентства национальной безопасности и других правительственных ведомств, касающиеся разведывательной деятельности Дж.Гиффена, полностью поступили в распоряжение суда. Судья Поули уже распорядился отвести для защитников Гиффена специально оборудованное помещение, где адвокаты читают секретные документы и готовятся к судебным баталиям.

Самое последнее сообщение мы заимствуем из газеты «За рубежом» от 23 июня: в федеральном суде Нью-Йорка с черепашьей скоростью продолжается рассмотрение дела «Казахгейт» в отношении бывшего советника Нурсултана Назарбаева, американского бизнесмена Джеймса Гиффена, обвиняемого в переводе миллионных взяток в адрес казахстанских руководителей самого высокого ранга.

По материалам зарубежных информагентств подготовил Левон МИКАЕЛЯН.

Продолжение следует.

следующая статья