Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1995   >   ИСТИНЫ, ОТ КОТОРЫХ НЕ УЙТИ, 18 ноября

ИСТИНЫ, ОТ КОТОРЫХ НЕ УЙТИ

В среду премьер-министр обратился с прочувствованными словами к народу.

Смысл их прост и не нов:

- Платите – и обрящете!

Слушал я нашего премьера сочувственно и с пониманием. Кому не ясно, что платить надо? Однако г-н Багратян счел нужным вновь напомнить народу, то есть как бы и мне лично, эту бесспорную истину.

Смиренный вид г-на Багратяна на голубом экране (сознаюсь, подумалось грешным делом, что и свет мы получили в этот час благодаря его выступлению) и его задушевный тон вызвали у меня неудержимое желание в свою очередь тоже вот так запросто обратиться к нему лично и вновь напомнить некоторые бесспорные истины.

Первая истина, от которой никуда не уйдешь и о которой мимоходом упомянул г-н Багратян, состоит в том, что у огромной части населения нет денег. Отсюда и надоевший, но не ставший от этого менее актуальным вопрос: откуда взять деньги на оплату электроэнергии?

Супруги, кандидаты наук, получают вместе 7000 драмов. Могут ли они при всем желании выделить из своей «зарплаты» как минимум хотя бы тысячу драмов на свет? Напомню, кстати, что упомянутая семья не относится по официальной классификации к социально необеспеченной группе населения. Уверен, что на этот «детский» вопрос не ответит не только премьер-министр, но и его всезнающие консультанты из международных финансовых организаций.

Истина вторая. Ни один честный плательщик (да и нечестный тоже) никогда не поверит в правильность предлагаемых нам расчетов и в справедливость слов премьера о последствиях неплатежей (не говоря уже о какой-то другой, высшей справедливости), пока вся республика опутана густой сетью «левых» и иных линий, и миллионы долларов за этот украденный (у меня? у государства?) свет текут в неизвестно чьи карманы. Может, глава исполнительной власти республики скажет нам наконец, кто должен исполнять решение ВС о ликвидации этих незаконных линий? Дело это, понятно, хлопотное, да и небезопасное, но все-таки...

И еще одна бесспорная, но довольно деликатная истина-вопрос: почему это честные плательщики (а если кто и откликнется на призыв премьера, то опять же только они) должны нести на себе бремя и своих вороватых соседей? «Свет воровали» и раньше, но теперь это явление стало повальным. Однако я не случайно назвал этот вопрос деликатным: многие нынче воруют потому, что... смотри истину первую.

Истина четвертая. Все в данном случае идет так, как и предусматривали реформы, проводимые правительством г-на Багратяна. И неплатежи населения тоже предусмотрены ими. Еще весной госминистр Г.Мартиросян, выступая по телевидению, сказал буквально следующее: «К концу года мы сможем обеспечить вас и светом, и газом, и теплом. Но, к сожалению, платить за них в состоянии будет только 20 процентов населения». Надо полагать, то, что давно было известно министру, известно было и премьеру. Так что давайте, г-н Багратян, внесем хоть какую-то ясность: либо признаем, что у нас все действительно делается правильно, в соответствии с замыслом и ходом проводимых вами реформ, и тогда не надо делать удивленные глаза и укорять людей за то, на что их вы сами обрекли, либо признаемся, что авторы этих реформ все-таки упустили в них какую-то мелочь, в результате чего 80% еще оставшегося в стране населения оказалось не способным оплачивать даже свое физическое выживание.

Перечень подобных «проклятых вопросов» можно продолжить. Но достаточно и сказанного. Ибо даже мне, человеку, вовсе не сведущему в энергетике и весьма скромно разбирающемуся в финансах, ясно, что пока они не будут решены, все наши надежды и все призывы премьера останутся безответными.

P.S.И все-таки сам факт выступления г-на Багратяна пришелся мне по душе. Несмотря даже на то, что оно вызвало больше вопросов, чем дало ответов. Ведь как редко, чтобы не сказать никогда, наши высшие руководители вот так запросто беседуют с нами о свете, газе, тепле и прочих мелочах жизни! Возникло даже впечатление, будто мы живем в одной стране. Говорили бы они с нами почаще, может быть, и вопросов у нас к ним было бы поменьше. И может быть, мы наконец получили бы даже ответ и на самый волнующий нас вопрос о «нашем будущем», ради которого, как дважды туманно намекнул г-н Багратян, сегодня мы должны платить за электроэнергию.