Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2003   >   ПРОБНЫЙ ШАР ДЛЯ ТУРКОФИЛОВ, 31 мая

ПРОБНЫЙ ШАР ДЛЯ ТУРКОФИЛОВ

Министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль на днях заявил, что Турция готова установить с Арменией дружественные отношения. При одном только условии - Армения должна признать территориальную целостность Турции. Самими турками и нашими внутренними туркофилами это заявление подается как величайшее благодеяние. Ведь Турция великодушно отказалась от двух других предварительных условий, неизменно выдвигавшихся в последнее 10-летие: вывод войск из «оккупированных» районов и отказ от требования признать Геноцид.

Не будем здесь обсуждать причины «смягчения» позиции Турции. Соседствуя с турками сотни лет, можно лишь с большой долей уверенности предположить, что любая их «уступка» - это либо коварная дипломатическая уловка, либо продиктованные политической конъюнктурой пустые обещания, от которых они откажутся при первой же возможности. С другой стороны, в этом требовании ничего нового нет. Требование признать их территориальную целостность турки неизменно предъявляют всем деятелям, посещающим Турцию.

Так что проблема в данном случае, как, кстати, обычно бывает, не в турках, а в нас. Как известно, вот уже более 10 лет официальные лица Армении, в частности министры иностранных дел, неизменно заявляют, что мы готовы установить нормальные отношения с Турцией без каких-либо предварительных условий. Подчеркнем, однако, что эта позиция властей, которая и есть, по существу, огромная уступка Турции, не обсуждалась серьезно в армянском обществе, поскольку было очевидно, что турки от своих предварительных условий ни за что не откажутся.

И последнее заявление Гюля ничего, по существу, не изменило, ибо ими вновь выдвигается предварительное условие, пусть несколько иначе оформленное. Следовательно, и нам нет никакой необходимости вообще откликаться на это предложение или придумывать по его поводу какието специальные дипломатические аргументы. Ведь сказано не сегодня и однозначно - никаких предварительных условий.

Это наверняка понимают и в самой Турции: понимают, что запущенный ими «пробный шар» будет еще сотни и тысячи раз впустую обговариваться на различных встречах и конференциях, пока политическая конъюнктура сама собой не отменит или не изменит и это предложение.

Но что до всего этого нашим туркофилам? На лету поймав подброшенную наживку, с рвением, в какой-то степени, возможно, объяснимым лишь у корреспондентов турецких газет, они все последние дни прилипчиво охотятся за официальными высокопоставленными лицами Армении с одним вопросом: скажите, имеет Армения территориальные претензии к Турции или нет?

Задав этот вопрос президенту Кочаряну, премьер-министру Маргаряну, министрам Осканяну и Сержу Саркисяну, корреспондент газеты «Айкакан жаманак», естественно, не получил от них в равной степени желаемого однозначного ответа «да» или «нет» и с деланным то ли удивлением, то ли возмущением восклицает: ни одно высокопоставленное лицо в Армении до сих пор не заявило, что у Армении нет территориальных претензий к Турции! И, опережая официальные турецкие заявления, спешит объявить: ведь отныне ничто не мешает нормализации отношений между двумя странами, кроме упомянутой мелочи: надо лишь, чтобы Армения сделала подобное заявление.

Не получив определенного «да» или «нет», журналист-провокатор лицемерно заявляет: «одно то обстоятельство, что проводящие нашу внешнюю политику Р. Кочарян и В. Осканян, несмотря на предоставленную возможность, так и не заявляют, что Армения не имеет территориальных претензий к Турции, дает основание считать обоснованным подозрения Турции. Как видим, Армения тем не менее территориальные претензии имеет. Хорошо это или плохо, полагаем, тема отдельного обсуждения».

Мы не знаем, что на сей раз заставило журналиста «АЖ» ломаться и не сказать прямо, как обычно и говорится на страницах этой газеты: территориальные претензии - это очень, очень плохо.

Что же касается обвинений в «неиспользовании предоставленной возможности», то по этому поводу мы без всякой дипломатии и обиняков хотим сказать прямо и откровенно.

Да, у армянского народа (за исключением партии, набравшей на последних парламентских выборах 0, 8% голосов, и обслуживающих ее журналистов) действительно есть территориальные претензии к Турции. Однако это вовсе не означает, что мы вынашиваем какие-то агрессивные планы по отношению к своему соседу. Вопрос этот сложный, болезненный, возможно, потребующий для своего решения десятилетий и огромных усилий, в том числе и дипломатических. Однако, с другой стороны, это вовсе не означает, что высокие официальные лица Армении, - какую бы должность они ни занимали - президента или министра иностранных дел, имеют право заявлять о том, что даже Армения (в которой живет лишь часть армян, имеющих историческое и юридическое право на предъявление тех или иных претензий к Турции), не говоря уже обо всем армянском народе, не имеет территориальных претензий к Турции.

Повторим в последний раз. Наша добрая воля и стремление к нормализации отношений с Турцией вот уже много лет проявляется в максимально возможной с нашей стороны уступке - начать процесс без каких-либо предварительных условий. И это только в том случае, если (когда дело примет практический оборот) армянский народ даст на это свое согласие. А суть любых турецких предложений, включающих любые предварительные условия, не может быть иной, чем откровенное нежелание нормализовать эти отношения. Что и является неизменной позицией Турции с первого дня существования независимой Армении. 

следующая статья