Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2000   >   ВОСХОЖДЕНИЕ, 28 декабря

ВОСХОЖДЕНИЕ

Рубеж лет, веков и тысячелетий, естественно, наводит на раздумья о прошлом, настоящем и будущем. Глобализация сознания и тревожные прогнозы о будущем всего человечества не могут отменить потребности в размышлении о собственной судьбе для каждой отдельной страны и каждой отдельной нации. Особенно для таких, как мы, у которых рубеж веков и тысячелетий совпал с рубежом исторического пути.

Ровно 1000 лет назад, год в год, на рубеже I и II тысячелетий Рождества Христова, армянин устами великого Григора Нарекаци, обращаясь с молитвой к Богу, сетовал: «Настоящее - ничтожно, Прошлое - неведомо, Будущее - сомнительно...» И вроде бы не уйти от соблазна отнести слова Cв. Григора и к сегодняшнему нашему дню. Так они, казалось бы, созвучны нынешним настроениям. Тем более что судьба армянская на протяжении долгих веков складывалась так, что сказанное о том или ином ее историческом моменте звучало актуально для всей обозримой истории народа.

Но как бы соблазнительно ни выглядели исторические аналогии, они всегда, и особенно сегодня, обманчивы. В отличие от Нарекаци, нам ведомо наше прошлое. Мы знаем также, что судьба народа сокрыта в его истории, что она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее. И как раз это знание позволяет нам верить, что армянская история движется не по кругу, как утверждают наши враги, и даже не по спирали, как утверждают примитивные толкователи истории, а по восходящей прямой. И началось это восхождение, ставшее рубежом между прошлым, почти полуторатысячелетним этапом истории нашего народа и ее новым этапом, тогда, когда армянский народ в массе своей осознал, что он должен стать хозяином собственной судьбы.

Это пробуждение представлялось невозможным для народа, полторы тысячи лет жившего под гнетом персов, арабов, монголов, тюрок и, казалось бы, обреченного на полное исчезновение. Но оно состоялось - хотя бы для одной, пусть весьма малой части насильственно разорванного народа - и в результате Восточная Армения, войдя в состав Российской империи и избавившись от угрозы физического истребления, получила возможность встать на путь восхождения. Конечно, путь этот не был и не мог быть простым: борьба за сохранение своей национальной идентичности в условиях ассимиляционной политики царского правительства, спровоцированные им татаро-армянские столкновения, революции, Первая Республика Армения, утрата национальных территорий, семьдесят лет в составе Советского Союза, его распад и, наконец, нынешняя независимая Республика Армения. И освобождение Арцаха...

Оценить этот путь Восточной Армении можно только на фоне той, прошлой нашей истории, которая для большей части нашего народа, жившего на территории другой части нашей Исторической Родины - в Западной Армении, продолжалась. Продолжалась та же жестокая средневековая политика угнетения и истребления, изредка прикрывавшаяся внешними атрибутами цивилизации.

И там, в Западной Армении, постепенно шел процесс пробуждения. Но силы были слишком неравны и максимум, на который могла пойти Османская империя, - это рассчитанные на ублажение цивилизованного мира различные национальные конституции, в год принятия которой и была устроена резня армян в Зейтуне. Как мы знаем, не последняя...

Но в это время, в середине и конце XIX столетия, начал набирать силу процесс, который также знаменовал конец прежнего этапа нашей истории. После многовековой разорванной и обособленной друг от друга жизни и восточные, и западные, и проживавшие вне пределов Отечества армяне стали осознавать, казалось бы, очевидное, но утраченное: они - один народ и у них одна Родина - Историческая Армения. Осознание этого и создало армянина Нового времени, который уже не мог смириться с ущербным и неполноценным существованием своего народа, даже если его отдельные части и существуют благополучно. Он понял, говоря словами Н. Я. Данилевского, что «исторический народ, пока не соберет воедино всех своих частей, всех своих органов, должен считаться политическим калекою». И это понимание тоже стало залогом восхождения, ибо что может быть естественнее и неостановимее, чем стремление нации как единого организма к здоровой и полноценной жизни.

К сожалению, мы не успели основательно подготовиться к осуществлению своей мечты, и в своем стремлении были слишком одиноки. А сильных мира того больше устраивала наша прежняя история, и высокопоставленные преступники в разных странах все еще недальновид но считали, что им, как и туркам, нужна Армения без армян. Турки же, понимая, что времена не всегда будут столь благоприятными, спешили. Решившись на Геноцид, они были уверены, что теперь уж Армянский вопрос «решен» окончательно и армянское восхождение будет прервано навеки. История продолжается...

«Настоящее - ничтожно, Будущее - сомнительно» - казалось бы, могли мы повторить слова Нарекаци на нынешнем рубеже веков и тысячелетий. Но эти слова выглядят верными для нас лишь с обывательской, но не исторической точки зрения. Мы ведь живем не в той, прошлой нашей истории, а в новой - на пути восхождения. И в отличие от прошлой, в новой истории все или почти все - зависит от нас. Наше «ничтожное» сегодня - это лишь следствие нашей преступной растраты за десятилетие многого из того, что нам удалось достичь на этом долгом пути. И определенность будущего - тоже в наших руках. Путь общенационального восхождения не может быть прерван. Ни внешние силы, ни внутренние катаклизмы не смогут остановить его.

Многие народы и государства надеются, что грядущий век и тысячелетие будут «их». У нас тоже есть все основания полагать, что они будут армянскими. Сегодня все в наших руках.