Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2004   >   ПРОВОКАЦИЯ НАБИРАЕТ ХОД, 27 января

ПРОВОКАЦИЯ НАБИРАЕТ ХОД

Турецко-армянская комиссия по примирению вновь заявила о своем существовании. С нашей стороны это не просто констатация факта. Ибо если в каких-то случаях в политике важна цель, в других - сам процесс, то в данном случае самое важное - это как раз заявлять о своем существовании.

В свое время и мы его публиковали, а на днях Арут Сасунян в «Калифорниа курьер» напомнил о важнейшем признании, сделанном членом комиссии Озденом Санберком бакинской «525-й газете» сразу же после создания комиссии в 2001 году: «Основная цель нашей комиссии - препятствовать «проблеме геноцида», которая ежегодно поднимается в Конгрессе США и парламентах западных стран. Для нас важно, чтобы отныне вопрос «геноцида» в Конгрессе США не обсуждался. Пока диалог будет продолжаться, вопрос «геноцида» не будет включен в повестку дня Конгресса. А если вопрос в Конгрессе не обсуждается, то мы, турки, от этого в выигрыше. Конгресс США увидит, что между турками и армянами идет диалог, и решит, что, пока этот диалог будет продолжаться, Конгрессу нет необходимости принимать подобные решения».

Цитата получилась немного длинной, зато в ней по сути о смысле создания и деятельности пресловутой комиссии сказано самое главное - важно само существование комиссии. Этому и служит последняя, как всегда значительно запоздалая информация об очередном тайном заседании в Лондоне 12-14 января. Как всегда, обсуждалась дальнейшая деятельность комиссии. Как всегда, командовал парадом Госдепартамент США в лице советника Дэйвида Филипса и дипломата Джозефа Монтвила. Как всегда, «армянская сторона» состояла из 4 постоянных членов: Александр Арзуманян, Давид Ованнесян, Ван Григорян, Андраник Мигранян. В турецкой же делегации значительные перемены: сменилась почти вся команда, из бывшего основного состава сохранились только двое, но поскольку разницы между турками не может быть никакой, то и нет смысла представлять новичков персонально.

В связи с этим заметим только, что ни одно из туманных сообщений о возможном пополнении «армянской делегации» пока так и не подтвердилось, и количественное соотношение участников не только не уменьшилось, а наоборот, увеличилось: вместо 6 турок против 4 армян теперь уже 7 против 4. Впрочем, слово «против» здесь вряд ли уместно. Не знаю также, подходит ли к данному случаю популярная в нашем народе присказка: нас мало, но мы - армяне.

Скудная информация о лондонской встрече сводится, по существу, к двум пунктам: во-первых, встреча состоялась, во-вторых, следующая встреча состоится до мая месяца... Желательно в Ереване! Напомним, что организаторы не впервые будут пытаться провести заседание комиссии в столице Армении, но каждый раз осуществлению этого намерения мешало единодушное общественное мнение. И вот очередная попытка.

Чем не кульминация провокации?! Кто-то, видимо, сильно нервничает: с одной стороны, весомое признание Геноцида Швейцарией, с другой - вновь активизировались разговоры о включении вопроса Геноцида в повестку дня Конгресса США, да и президентские выборы в США на носу... И Буш-младший, насколько известно, вновь собирается баллотироваться. А армяне США - это почти 800 тыс. голосов. Совсем немало, тем более если вспомнить, что в прошлый раз Буш, за которого дружно, поверив в его обещания, голосовали армяне, победил (если победил?) с разницей в несколько сотен голосов. Так что если вздумает вновь что-то обещать, то - «единожды солгавши, кто тебе поверит»?

Армян загоняют в цугцванг. Любой ход только ухудшает позицию. Но, понимая это, например, Арут Сасунян без всяких колебаний утверждает, что Армения не должна допустить проведения заседания в Ереване. И правильно. Ведь это будет косвенным признанием ее деятельности и вроде бы подтверждением причастности к ней Армении.

Конечно, можно сделать вид, что ничего особенного не происходит. Собрались себе 11 человек - турки, армяне, американцы - частные лица (хотя как раз американцы - не частные лица) - поговорить о примирении, дружбе, согласии, добрососедстве и других прекрасных вещах... Поговорят, мол, тихо-скрытно дня три и разъедутся... Стоит ли шум поднимать?

Официальный Ереван, безусловно, именно такую  позицию уже занял. Во всяком случае находящийся, по слухам, в Ереване Ван ригорян проводит с властями Армении соответствующую работу.

Единственный член комиссии, который выступил после лондонской встречи в прессе, Андраник Мигранян, в пространном интервью газете «Азг» (23 января) умудрился также ничего толком не сказать ни о ее содержании, ни о конкретных дальнейших планах комиссии. Весь разговор сводится к каким-то второстепенным деталям: оказывается, «армянская сторона» в очередной раз настаивала, чтобы члены турецкой делегации в случае проведения заседания в Ереване непременно посетили Цицернакаберд. Те, естественно, отказывались. И вот теперь, возможно, посещение Цицернакаберда состоится, но это «вовсе не означает, что турецкая сторона признает факт Геноцида».

Честно говоря, непонятно, к чему это шоу? Мы не знаем, посещала ли «армянская делегация» во время проведения заседаний в Турции мавзолеи Ататюрка, Талаата, Джемала или других палачей армянского народа (скорее всего, посещала, иначе не рискнула бы выдвигать подобное требование туркам) , однако в нашем восприятии Цицернакаберд - святыня, делать на которой туркам вообще нечего, если они, конечно, не намерены публично покаяться и коленопреклоненно попросить прощения за преступления, совершенные их предками. И хотя г-н Мигранян намекает, что нынешние члены турецкой стороны - это вроде бы «не те турки», мы уверены, что подобного шага, несмотря на всю «работу» с ними армянской стороны, они не предпримут никогда.

А в таком случае к чему осквернять их присутствием нашу армянскую страну, тем более ее святыню - Цицернакаберд?  

P. S. Изначально замечено: вся деятельность Турецко-армянской комиссии по примирению непременно сопровождается всяческими «странностями». Вот и сейчас: в своем интервью от 23 января г-н Мигранян почему-то не сказал о самой главной сенсации - оказывается, он отныне то ли прекратил, то ли приостановил свое участие в работе комиссии. Теперь он будет работать над подготовкой в мае в Ереване совсем другого мероприятия. Но это, впрочем, иная история.

следующая статья