А.Б. - САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ...
Заявления, сделанные спикером Национального Собрания в ходе интервью газете «Franskfurter Algemaine», вызвали почему-то всеобщее удивление. И только ближайший партийный соратник Мгер Шахгельдян справедливо отметил, что в интервью никаких необычных новых откровений не было. Это очевидно для каждого, кто более или менее знаком с интервью, выступлениями г-на Багдасаряна, особенно за пределами Армении. В то же время и не интересующихся выступлениями и заявлениями спикера понять можно. Ведь изначально главной и наиболее характерной чертой этого политического деятеля было умение говорить только то, что от него в эту минуту хотели услышать: содержание его ответов вполне можно определить по тому, с кем он говорит или перед кем выступает... В этом, кстати, и кроется секрет стремительной карьеры юного аодовца. Здесь же заметим, что глубоко не правы те, кто попрекает А. Б. аодовским прошлым и изменой прежним кумирам и убеждениям, ибо никаких измен не было, как не было и никаких кумиров и убеждений. Было опять же лишь умение знать, что кому и когда говорить, требующее, между прочим, особого таланта.
А этим талантом будущий спикер обладал в такой неотразимой степени, что и рука не поднимается осуждать тех, кто попадал в его сети, тем более слабо знакомых с менталитетом наших политических киндер-сюрпризов иностранцев. Так, в прессу на днях попала история о том, будто «посол Франции в РА Анри Кюни в узком кругу заявил: этот парень (А.Б. - Л. М.) - самый плохой из осуществленных нами в Армении проектов, однако мы вынуждены продолжать работать с ним».
Однако невнимание к словам и делам А.Б., как выясняется, было простительно до поры до времени - до того, как в них все чаще стали звучать откровения, абсолютно недопустимые для второго лица государства. На что мы обратили внимание еще весной прошлого года («ГА» от 17.05 и 14.06. 2005г.), вызвав негодование в стане сподвижников г-на Багдасаряна, партийный листок которого в те дни писал: «Кое-кого буквально выводит из себя то, что Артура Багдасаряна очень высоко ценят во многих странах и международных структурах. Ясно - личность и деятельность ни одного из бывших и нынешних должностных лиц Армении не ценились столь высоко, особенно в 1европейских странах и евроструктурах, как А. Багдасаряна».
С тех пор А.Б. не раз, особенно в своих зарубежных интервью и выступлениях, давал повод для недоуменных вопросов. И дело не в том, что он утратил осторожность и перестал соображать, что можно, а что нельзя. Нет, сделав окончательную и бесповоротную ставку на столь неудачно выбравших его авторов проекта (а это не только французы), он теперь вынужден с каждым разом все чаще и все резче повторять то, что они хотели от него услышать, доказывать, что с ним и только с ним, несмотря на очевидную ошибку при отборе, следует продолжать «работать».
Безусловно, весьма важной в этом смысле была поездка А.Б. в Вашингтон в начале сентября прошлого года, где он встречался с множеством правительственных чиновников различного калибра. К сожалению, поступавшая информация ни словом не обмолвилась о том, что говорил А.Б. во время встреч, но то, что говорил он исключительно то, что от него хотели услышать, не вызывает сомнений.
К сожалению, нет у нас под рукой и текста выступления А.Б. во время празднования годовщины «оранжевой революции» в Киеве, когда он, по его словам, совершенно случайно оказался на трибуне Майдана и в числе приглашенных «цветных» государственных деятелей совершенно случайно произнес речь, которая была встречена овацией.
Вообще манеру А.Б. «случайно» оказываться в нужное время в нужном месте и произносить там нужные речи можно считать его еще одним незаурядным талантом. Вот еще один случай того, как он, по словам классика, «шел в комнату, попал в другую». Цитируем заметку «Совместил приятное с полезным», опубликованную в газете «168 жам» от 26-27 января текущего года: «На днях в прессе на правах рекламы было опубликовано выступление председателя НС Артура Багдасаряна на тему «Стратегии поддержки демократии в посткоммунистических странах», которое, как сообщает Управление по связям с общественностью НС РА, прозвучало во время официального ужина, данного премьер-министром Австрии Вольфгангом Шлесселем в рамках международной конференции. По заверению нашего источника в НС, А. Б. выехал в Австрию на отдых, однако по совету NDI принял участие в конференции. На ужине, данном после конференции, присутствовали также Збигнев Бжезинский, министр ИД
Польши и канцлер Австрии. И наши источники шутят, что А. Б. , играя в оппозицию во власти, хотел показать Бжезинскому, будто он самый-самый демократ в Армении. Но ведь присутствовавшие знают что к чему».
Текст упомянутого выступления опубликован в газете «Айастани Анрапетутюн» от 21 января под заголовком «Возвращение к прошлому или прыжок в будущее?» с весьма расплывчатым указанием: «Выступление председателя НС РА Артура Багдасаряна в Вене». Без излишних подробностей. Между тем выступление абсолютно не напоминает составленный на отдыхе экспромт. Более того, именно оно, на наш взгляд, является квинтэссенцией всех высказываний А.Б. последнего времени.
Именно в этом выступлении А. Б. четко обозначил свою позицию по всем ключевым вопросам внешней и внутренней политики страны - в частности, уже здесь он сказал те самые фразы, которые в последние дни вызвали такую острую реакцию: «...я вижу будущее нашей страны не в союзе Россия-Беларусь, а в Европейском Союзе». Или: «Я не устану повторять, что мы исчерпали все наши ресурсы по проведению выборов, не соответствующих этим (международным. - Л. М.) критериям, и вряд ли Армения сумеет «переварить» еще один этап подобных выборов» и т. д.
Всесторонний анализ выступления и выводы из него отложим до предвыборной кампании, когда своим потенциальным избирателям А. Б. будет наверняка говорить нечто совершенно другое, нежели предназначенное для ушей г-на Бжезинского.
Здесь же обратим внимание на следующее парадоксальное обстоятельство. А.Б. в подобных случаях практически никогда не говорит от имени государства, властей и тем более народа. Так что никто не может его упрекнуть в узурпации чьих-то прав. Он всегда говорит от своего имени, в редких случаях - от имени своей партии. Более того, он никогда не говорит от имени Национального Собрания или хотя бы коалиции. И эта необычная «скромность» понятна: ведь его сверхзадача - доказать всем сделавшим на него ставку, что именно он и только он соответствует их требованиям, критериям и ожиданиям, что только он, став президентом, утвердит в Армении нужную им «демократию», что только с ним необходимо продолжать «работать».
Отсюда и его необычное для имиджа государственного деятеля стремление обособиться от всех и противопоставлять себя всем. Он любит повторять, как в последнем нашумевшем интервью: «Когда я так говорю, знаю, что не все в Армении меня защитят, но такова правда»; или: «Конечно, некоторые придерживаются другого мнения в Армении» и т. д.
А вот цитата из январского интервью австрийской газете «Штандарт»: «Штандарт»: - Будете ли Вы согласны, если по поводу статуса Нагорного Карабаха будет проведен референдум, в котором примут участие не только армяне, но и азербайджанские беженцы? Ответ: - Исходя из содержания представленного пакета это может быть приемлемо для меня, однако для многих в стране - нет.
Ну хорошо! Предположим, таланты А.Б. сработают и он действительно сумеет убедить своих нынешних и будущих хозяев в собственной исключительности и незаменимости, но как при этом он надеется в результате честных и демократических выборов стать президентом страны, если по всем главным пунктам национальной и государственной жизни то, что приемлемо для него, «для многих в стране - нет».
следующая статья