Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2006   >   ЗАБЫТЬ «ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ» 9 декабря

ЗАБЫТЬ «ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ»

Самый популярный призыв, обращенный с политических и научных трибун к армянскому народу, относится к необходимости извлекать уроки из истории.

АРМЯНСКИЙ НАРОД, ОДНАКО, РЕШИТЕЛЬНО ОТКАЗЫВАЕТСЯ СЛЫШАТЬ СВОЕГО ИНТЕЛЛИГЕНТА, и об этом говорит то, что призывы извлекать уроки из истории становятся все более и более популярными. Причина, возможно, в том, что интеллигент, призывающий учиться у истории, в следующий момент начинает сочинять легенду о героическом прошлом армянского народа, восхвалять и прославлять наших предков. Вообще одно дело - объективно оценивать предков и совершенно другое дело - восхвалять их.

Давайте прекратим восхвалять наших предков и зададим себе очень прагматичный вопрос: а что завещали нам эти предки, что оставили после себя? Ничего, более чем ничего. Потому что «ничего» - это когда ты должен начать с нуля, а мы должны начать не знаю с какого минуса, так как наши предки оставили нам всего лишь такой запас геноцидов, унижений, предательств и безнравственности, преодолеть который, как выясняется, трудно, крайне трудно. Я осуждаю наших предков, проклинаю их, потому что они ничего не сделали для того, чтобы мы сегодня жили более достойно и более гордо. Наши предки не заботились о своих потомках хотя бы так, как инстинктивно заботятся животные.

Я осуждаю всех тех, кто восхваляет наших предков, так как этим всего лишь отказывают следующему поколению в праве иметь достойную и сильную родину, нас, живущих, наделяют правом ничего не завещать будущему поколению. Прославляя наших предков, они всего лишь придают новый размах тому порочному процессу, в котором мы находимся уже больше двух тысяч лет, начиная с того времени, когда Тигран, который был прозван Великим, сложил свою корону у ног римского наместника, и которого предал собственный сын по той простой причине, что, подобно наглым щенкам современных армянских чиновников, не получил даже примитивного воспитания.

Я ПРОКЛИНАЮ НАШИХ ПРЕДКОВ за то, что они дали возможность иранскому провинциальному ученому, прогуливаясь по улицам города Исфахана, объяснять нам, что шах Аббас изгнал сюда из Джуги армян и призвал их построить здесь город. Какой урок мы можем извлечь из этой истории? Кому-то эта история внушает гордость: «Значит, армяне были строителями», - говорят они. И никто не замечает, что этих строителей перегоняли, как стадо, с места на место и часть их осталась на дороге, - превратив иранские степи в «армянские святые места».

Какой урок мы можем извлечь из нашей истории? Иногда я понимаю тех историков, которые наше позорное и унизительное прошлое показывают исполненным героизма. Они думают, что реальная история может нас сломать, унизить. Но фальсификация приносит еще большие разрушения и не позволяет, чтобы мы остановились и переломили наше тысячелетнее унижение. И значит: какой урок мы можем извлечь из нашей истории? Давайте забудем ее, давайте все действительно начнем с нуля, будто бы Господь только создал нас и у нас в прошлом ничего нет. Представляете, как легко будет дышать? Давайте только представим, что Месроп Маштоц создал наши буквы, что Нарекаци живет рядом с нами, может быть, еще Мхитар Гош, Давид Анахт и еще несколько родных - и больше ничего. Остальных оставим в прошлом, пусть они режут, предают друг друга, изгоняются, геноцидируются и унижаются, сколько хотят. И в этом случае мы, возможно, сумеем действительно извлечь уроки из нашей истории, потому что она уже не будет нашей историей. Никол ПАШИНЯН, «Айкакан жаманак»,

следующая статья