Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2005   >   ДРУЗЬЯ «ПОСЛЕ ТОГО, ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ С НИМИ», 14 июня

ДРУЗЬЯ «ПОСЛЕ ТОГО, ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ С НИМИ»

В последнее время газеты и эфир заполнены однообразной информацией: турки заявили, турки приехали, турки встретились, турки предложили, турки пригласили и т. д., и т. д.

Что же случилось? К чему весь этот ажиотаж? Кем он нагнетается и с какой целью? Кому он выгоден?

Вопросы вовсе не такие уж сложные, если каждый раз, сталкиваясь с той или иной информацией на «турецкие» темы, попытаться определить для себя: направлено ли происходящее на развитие наших успехов в деле признания Геноцида и в более широком плане - на решение Армянского вопроса и восстановление исторической справедливости или, наоборот - на их отдаление и даже полное забвение, не являются ли предлагаемые нам инициативы лишь очередной турецкой «дипломатией», а попросту - ловушкой, попыткой ввести в заблуждение мировое сообщество в канун предстоящих в октябре переговоров по поводу возможного вступления Турции в Евросоюз?

Не надо обладать какой-то особой проницательностью, достаточен лишь здоровый национальный инстинкт, чтобы понять очевидное: абсолютное большинство турецких инициатив, призывы посредников к согласию и примирению, по сути, требуют от нас отказа от продолжения проводимой государственной политики, от наших национальных интересов.

Между тем политика самих турок неизменно исходит из собственных национальных и государственных интересов. И еще не было случая, чтобы они на йоту от нее добровольно отступились. С ними поэтому все ясно. Для многих же добровольных посредников и советчиков армяно-турецкие отношения - это не требующее возмездия преступление, с одной стороны, и не трагедия народа, с другой, а всего лишь - политика, дипломатия, конъюнктурная игра... Они словно не понимают, что любое забвение ужасов и страданий целого народа просто аморально, что «упрямство», «несговорчивость» армян - это не каприз, а естественная и не имеющая срока давности реакция на совершенное с нами 90 лет назад. Они не понимают или цинично делают вид, что не понимают, то, что, кстати, прекрасно понимали сами палачи, осуществившие Геноцид. В воспоминаниях посла США в Турции Генри Моргентау сохранился такой эпизод. Как-то посол напомнил Талаату, что среди подвергшихся репрессиям армян есть и его друзья. «Ни один армянин не может быть нашим другом после того, что мы сделали с ними», - честно возразил ему Талаат.

Ни расправа над Талаатом, ни 90 прошедших лет нисколько не притупили остроты этого признания турка. И не притупят, пока не последуют всеобщее признание и покаяние. Думается, следовало бы время от времени напоминать нынешним американским политикам о свидетельствах посла Моргентау, далеко не последнего деятеля в истории их страны последнего столетия.

К сожалению, в напоминаниях нуждаются и некоторые отечественные политики и даже высокие официальные лица. Больно наблюдать за ними во время «визитов вежливости» каких-то третьестепенных турецких эмиссаров, учащих непререкаемым тоном их уму-разуму. На то, как они преданно заглядывают непрошеным гостям в глаза, послушно кивают головой. Хотелось бы надеяться, что последняя встреча с президентом и министром иностранных дел действительно послужит координации работ всех ветвей власти в этой сфере.

А пока до нас продолжают окольными путями доходить подробности пребывания турецких депутатов в Армении на прошлой неделе. И о том, что, как сообщает газета «Еркир», с подачи министра образования и науки Серго Ерицяна и замминистра иностранных дел Гегама Гарибджаняна и, конечно, не в обход ректора принуждали профессорско-преподавательский состав и студентов ЕГУ принять участие во встрече с турками... И о том, что, как свидетельствует официальная информация, председатель Национального Собрания Артур Багдасарян в ответ на какой-то выпад турок успокаивал их, ссылаясь на то обстоятельство, что, мол, «в Конституции РА ничего о территориальных претензиях не сказано». Еще бы, ведь Конституция РА - это такое же анациональное аодовское порождение, как и сам председатель Национального Собрания. А всезнающие турецкие
газеты сообщили еще одну сенсационную деталь переговоров (на которых в лучших аодовских традициях турецкие журналисты, в отличие от армянских, присутствовали). Выясняется, что в ответ на традиционные жалобы турок на неуступчивость Спюрка в вопросе Геноцида армян спикер нашего парламента с готовностью поддакнул: «У Армении тоже есть проблемы со Спюрком». На наш взгляд, для Армении все более очевидной проблемой и головной болью становится сам Артур Багдасарян.

В заключение несколько слов об очередной турецкой инициативе. Анкарское отделение профсоюза журналистов Турции и Ассоциация частных телерадиокомпаний, как стало известно из турецких источников, намерена пригласить в июле 20 журналистов Армении в Турцию. За 4 дня гостям покажут Стамбул, Анкару, Каппадокию и, конечно, Анталью. Конечно, отсутствие в программе посещения священных для армян городов и памятников не случайно. Но вызывает удивление не только это. Стороны в процессе визита будут обсуждать тему, которая сформулирована следующим образом: «Нецелесообразность передачи последующим поколениям горя, причиненного обеим сторонам событиями 1915 года».

Один из приглашающих объясняет: «На нынешнем этапе осуществления политики, направленной против утверждений о так называемом геноциде, ставшем причиной напряженности, мы решили проявить эту инициативу... 1915 год причинил горе обеим сторонам, однако его нельзя передавать будущим поколениям.

Поскольку это горе не было обусловлено государственной политикой, осуществление геноцида было невозможно, что мы будем постоянно подчеркивать».

На наш взгляд, несмотря на то что в ходе визита будут проводиться также соблазнительные мероприятия, направленные на «сближение турецких и армянских журналистов», на таких условиях, зная о такой жесткой, заранее заготовленной идеологической установке, в Турцию ехать нельзя. Армяне, не утратившие чувства национального достоинства, не могут допустить, чтобы их использовали в качестве инструмента турецкой пропаганды. Скоро мы узнаем, есть ли среди журналистов думающие иначе. 

следующая статья