Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2005   >   КОНЪЮНКТУРА. СЕНСАЦИОННЫЕ ПРИЗНАНИЯ БЫВШЕЙ ПЕРЕВОДЧИЦЫ ФБР САЙТЕЛ ЭДМОНДС, 25 августа

КОНЪЮНКТУРА. СЕНСАЦИОННЫЕ ПРИЗНАНИЯ БЫВШЕЙ ПЕРЕВОДЧИЦЫ ФБР САЙТЕЛ ЭДМОНДС

Цинизм и аморализм изначально сопровождали отношение великих держав к судьбе армянского народа, в частности к Геноциду, осуществлявшемуся в Османской империи на протяжении десятилетий. Между тем именно к ним неизменно обращали свой взор в поисках справедливости как сами армяне, так и великие гуманисты того времени, среди которых немало было и граждан тех же странповелителей мира. Обращались даже в тех случаях, когда ясно сознавали всю тщетность подобных обращений. Другого выхода не было, надежда же на милосердие Господа слабела из века в век.

Со временем, правда, и армяне поняли, что помогают только тем, кто сам готов сражаться за свою свободу и нести жертвы во имя справедливости, но и этот принцип, как выяснилось, не всегда способен был преодолеть тайные замыслы и своекорыстные расчеты. Тем не менее в последние полвека именно это сочетание усилий организованной части армянства и отдельных благородных деятелей, которые, к счастью, находятся во все времена и у всех народов, приносит очевидный успех в последовательной борьбе за всеобщее признание Геноцида.

Нередки случаи, когда этим успехам способствует политическая конъюнктура, то есть тот же своекорыстный расчет тех или иных государств. Отрицать наличие этого фактора не имеет смысла, ибо ныне всем понятно, что времена романтического идеализма в международной политике (если они вообще существовали когда-то) давно миновали. Тем более что и наши неуспехи также в большинстве случаев обусловлены тем же бездушным политическим прагматизмом. Примеры и того, и другого характера хорошо известны.

История отношения США к Армянскому вопросу хотя и гораздо короче истории европейских держав, но она содержит в себе яркие примеры и возвышенного сострадания (вспомним попытки посла Моргентау остановить Геноцид, огромную гуманитарную помощь американцев жертвам и выжившим в Геноциде или знаменитые сиротские приюты, спасшие жизни тысяч армянских детей) , и циничного отступничества (с одной стороны, президент Вильсон определяет границы будущей Армении, созвучные чаяниям армянского народа, с другой - Конгресс США отказывается принять обещанный мандат над Арменией, бросая ее, по существу, на произвол судьбы).

Побудительные мотивы благородных порывов и действий объяснять нет необходимости - они чисты, искренни и не несут в себе каких-то подспудных смыслов, мотивы же сугубо политические зачастую сложны, не всегда чисты и не всегда очевидны. Так, например, история отказа Конгресса США принять мандат подробно изучена проф. Ричардом Ованнисяном и изложена в его многотомной «Республике Армения».

Между тем некоторые исследователи считают, что все объявленные мандаты, кроме, естественно, палестинского, изначально были обречены на провал вследствие еврейско-масонских происков, которые и лоббировали провал армянского мандата при голосовании в Конгрессе. Кстати, и сегодня еврейское лобби зачастую решает исход голосований в Конгрессе США по большинству вопросов, в том числе, конечно, и имеющих отношение к Армении.

Возмущаться или протестовать против этого обстоятельства просто глупо. Американский народ поручил представлять свои интересы именно этому составу Конгресса, он их и представляет, если даже эти интересы в каких-то случаях скорее еврейские, чем американские. И нам остается только научиться работать именно с этим Конгрессом США, что и делают последовательно и с переменным успехом армянские национальные организации в этой стране.

Все сказанное давно известно, но мы вынуждены вновь напомнить об этих истинах, ибо в последние дни миру стало известно нечто новенькое (во всяком случае в армянских делах) о механизмах принятия решений в Палате представителей США.

Недавно авторитетный американский журнал «Венити фейр» обнародовал признание бывшей переводчицы ФБР Сайтел Эдмондс о том, что ей приходилось переводить с турецкого записи телефонных разговоров, из которых следует, что спикер Палаты представителей Денис Хастерт мог получить от турок около полумиллиона долларов за то, чтобы не допустить обсуждения так называемой «армянской резолюции», признающей Геноцид армян, в Конгрессе США.

Мы все помним, с каким волнением и с какими надеждами армяне во всем мире в октябре 2000 года ждали этого обсуждения и с каким разочарованием было встречено сообщение о том, что обсуждение было снято с повестки дня спикером Хастертом по просьбе президента Клинтона.

Сегодня американская общественная организация «Граждане за ответственность и нравственность Вашингтона» требует расследования заявления переводчицы, тем более что уже выяснилось: в 1996-2002 гг. Хастерт получил чрезвычайно много пожертвований на проведение предвыборной кампании. Сущность употребленного здесь выражения «чрезвычайно много» состоит в том, что по американским законам пожертвования до 200 долларов могут быть анонимными, поэтому, чтобы набрать необходимые 500000, их и пришлось делать чрезвычайно много. Не говоря уже о том, что и в Америке (как, кстати, и у нас) пожертвования от иностранных лиц и организаций категорически запрещены.

Конечно, президент Клинтон, чтобы спасти честь республиканцев, может подтвердить, что он действительно просил Хастерта провалить обсуждение «армянской резолюции». Но что это меняет? Почему бы спикеру, имеющему «железное» президентское алиби, не взять у турок на то же дело еще и 500000 долларов?

Безусловно, со своим спикером разбираться должны сами американцы. И не нам их попрекать коррупцией. Но вместе с тем если мы прежде «с пониманием» относились к неблагоприятным для нас решениям американской администрации или Конгресса, уважая право американцев на отстаивание собственных политических, экономических или иных интересов, то теперь мы вряд ли можем сохранить уважение к стране, где судьбоносные для нас вопросы решаются в зависимости от частных интересов коррумпированных чиновников. 

следующая статья