ДОЛГИЙ ПОБЕДНЫЙ ПУТЬ К ШУШИ
«Бывало, что мы храбро побеждали врагов, и было, что они нас побеждали, но чаще бывало так, что мы оказывались победителями, а не побежденными».
Из обращения Вардана Мамиконяна к воинам перед Аварайрским сражением. 451-й год.
Почему пали духом после побед
Вероятно, еще длительное время мы (а возможно, и наши потомки) будем размышлять над тем, казалось бы, немыслимым для сложившегося в веках армянского менталитета обстоятельством, что после обретения желанной независимости в нашей стране возобладали не естественные процессы бурного роста национального самосознания, национальной гордости и самоуважения, а настроения растерянности, упадка, пораженчества, распространенные среди армян разве что после Геноцида и постепенно изживаемые в последующие десятилетия. Конечно, случившееся не могло произойти само собой: оно стало следствием целенаправленно проводимой властями официальной антинациональной идеологии и политики.
Общество, которое в предшествовавшие годы Карабахского движения сумело продемонстрировать редкие в отечественной и мировой истории высоты национального духа и единения, гордости и самоуважения, готово было решать новые и все более сложные общенациональные задачи, что и было продемонстрировано в ходе Арцахской войны. Однако оно внезапно обнаружило и, не желая верить собственным глазам, постепенно убеждалось в том, что столь близкая народной душе патриотическая риторика в устах ее вчерашних кумиров была лишь коварной спекуляцией на священных чувствах, лишь инструментом захвата власти и достижения других темных целей. Это было настолько шокирующе, что многие долго не могли осознать происходящее (кое-кто не может осознать до сих пор), чему, кстати, мешало и то психологическое обстоятельство, что людям вообще трудно признавать собственные заблуждения, особенно в данном случае, когда требовалось четкое понимание того, что заблуждались они не в целях и идеалах Карабахского движения, которое было истинно и в тот исторический момент неизбежно, а только лишь в людях, так или иначе оказавшихся во главе этого движения.
Конечно, разлагающая антинациональная идеология АОД противоречила настроениям общества, которое упорно пыталось, в частности, воспользовавшись представившейся возможностью свободного творчества и книгоиздания, продолжить поиск и утверждение забытых или запрещенных прежде национальных духовных ценностей, но они, как правило, оставались достоянием узкого круга лиц, не получая необходимого общественного резонанса. Вопиющее противоречие официальной идеологии («Наша сила в нашей слабости») и реальной армянской действительности наиболее ярким образом проявилось в том, что народ, движимый патриотическими чувствами, самоотверженно воевал на полях сражений, а власти делали вид, будто никакой войны нет, а следовательно, и побед нет. В итоге власти украли победу у народа. Вероятно, впервые в мировой истории победоносная война послужила не взлету национального духа, повсеместному утверждению чувства народа-победителя, героизации армии и участников войны, патриотическому воспитанию молодежи, а еще большей деморализации общества, отравляемого настроениями пацифизма и «миротворчества».
Если дегероизировалась и опошлялась победа, одержанная в наши дни армянским народом буквально на глазах у всего мира, то что говорить о победах исторических, реальных и легендарных? Шла (и продолжается) бешеная атака на армянскую историю - надежную опору, как и у всех народов, национального самосознания и всепобеждающего национального духа. По всем глобалистским правилам нация лишается собственной истории, история - героического начала. Без какого-либо стыда внушается, особенно молодежи, будто армянский народ на всем протяжении своей истории был жалким и слабым, «не одержал в войнах ни одной победы» и т.д.
Между тем беспристрастный взгляд не может не заметить тех положительных тенденций, которые с трудом, но неуклонно утверждаются в нашей действительности в последнее десятилетие. Иногда даже создается впечатление, будто в Армении преодолены потери и настроения, насаждавшиеся в первые годы независимости, будто повсюду властвует приоритет национальных ценностей и идеалов... Увы, коренной перелом пока не наступил. И причина этого в том, что множество осуществляемых акций и мероприятий воспринимаются как отдельные, даже случайные явления, не объединенные ни целостной государственной идеологией, ни программой. А для достижения желанного перелома необходимы масштабные проекты, прежде всего образовательные, глубоко продуманные и целенаправленно и адекватно противостоящие технологиям антинациональной идеологической агрессии.
«Без истории нет народа», - утверждал еще 200 лет назад Карамзин. Но эту истину еще за тысячу лет до европейцев знал «отец армянской истории» Мовсес Хоренаци, который не просто создал первую письменную историю Армении, но и, что, возможно, еще важнее, создал национальную версию армянской истории. Сегодня нас вынуждают отступить от традиций, заложенных еще Мовсесом Хоренаци, его соратниками и последователями и хранивших армянскую нацию как армянскую на протяжении тысячелетий. Вынуждают отречься от собственной истории и прежде всего ее национальной версии.
Для предотвращения этой опасности нам не надо придумывать что-то новое, нам нужно просто продолжить наши собственные традиции, и не только в историографии, но и в арменоведении в целом, последовательно и бескомпромиссно утверждать национальную версию собственной истории. Естественно, в формах современных и не противоречащих объективной истине. Для этого нужны прежде всего масштабные проекты, новаторские и общедоступные, воздействие которых на общественное сознание должно быть как минимум адекватным денационализирующим технологиям.
«НАШИ ПОБЕДЫ» - национальная версия армянской военной истории
Одним из таких фундаментальных проектов является, на наш взгляд, проект «Наши победы», осуществляемый Научнообразовательным фондом «Нораванк». Проект предполагает, в частности, издание 4-томника «Наши победы», на основе которого предполагается создать энциклопедию «Армянское военное искусство», а также издание этих книг на иностранных языках и в различных электронных форматах.
Четырехтомник построен по хронологическому принципу: том I - 3-е тысячелетие до Р.Х. - III век после Р.Х., том II - IV-X века, том III - XI-XVII века, том IV - от XVIII по наши дни, включая победоносную войну в Арцахе. Автор и руководитель проекта «Наши победы» - директор центра «Нораванк» Гагик Арутюнян. Руководитель авторской группы - Сурен Мартикян. Авторы I тома - Сурен Мартикян и канд. ист. наук Артак Мовсисян. Научный редактор издания - доктор исторических наук Эдуард Л.Даниелян.
Сообщим также, что первый том этого уникального издания уже вышел в свет. Работа над II томом завершена, и он будет издан в ближайшее время, параллельно ведется работа над остальными томами.
В КАЧЕСТВЕ ЭПИГРАФА К I ТОМУ ВЫБРАНЫ СЛОВА МОВСЕСА ХОРЕНАЦИ, предпосланные его собственной «Истории»: «...но ведь и в нашей стране совершено множество подвигов мужества, достойных быть письменно увековеченными...» Эпиграф - точный и исчерпывающий. Столь же естественна и первая глава «Сражение под Айоц дзором» (2492г. до Р.Х.). Наше первое сражение и наша первая победа. Победа Айка над Белом.
Уже в этой первой главе четко продемонстрирована заявленная новаторская специфика издания. Перед нами - именно история армянского военного искусства. Здесь излагается и записанное Мовсесом Хоренаци древнее предание, однако основное внимание уделено не самому историческому факту, а анализу собственно военных аспектов сражения, естественно, в восприятии историка V века. Весь рассказ перебивается «справками» об особенностях военного искусства древности и сопровождается красочными рисунками, картами, схемами.
И так сражение за сражением, век за веком, глава за главой. Известно, что история войн есть история государства. Эта истина убедительно подтверждается содержанием рассматриваемой книги, тем более что главы сугубо «военные» органично перемежаются в ней главами «историческими». Так, сразу же за повествованием о сражении Айка и Бела следует раздел «Армения в первой половине III тысячелетия до Р.Х.», без которого трудно было бы объединить в сознании читателя войны XXIV, XXIII и XXII веков до Р.Х. Затем следует важнейшая глава «Металлургия, боевые колесницы и военное дело на Армянском нагорье во II тысячелетии до Р.Х.».
ТАК ПОСТРОЕНА ВСЯ КНИГА. И ЭТО РАЗНООБРАЗИЕ ТЕМ И СЮЖЕТОВ делает ее незаменимым источником знаний по истории Древнего мира, прежде всего Армянского нагорья и Междуречья, в буквальном смысле энциклопедией, и не только, как объявляют авторы, армянского воинского искусства. Перечислим названия некоторых глав, дающих определенное представление о рассказанных в книге сражениях и рассмотренных параллельно вопросах: «Армения в донесениях разведчиков» (XXI век), «Айказуны - авангард антивавилонского союза», «Поход гиксосов» (около 1710г.), Борьба Айясы против хеттского государства (1340-1320гг.)», «Араме: борьба против Ассирии в 850-840-х гг. до Р.Х.», «Походы царей Вана во времена Ишнуина и Менуа», «Расширение границ державы в конце царствования Аргишти I», «Армения - держава четырех морей», «Тигран Ервандян», «Александр Македонский и Армения», «Усиление Армении во времена Арташесидов», «Военные реформы и армяно-партевская война (87-86гг. до Р.Х.)», «Армянская держава» (83-70гг. до Р.Х.)», «Армяно-римская война (70--68гг. до Р.Х.)», «Вагарш II. Дипломат и полководец»...
Вероятно, следовало бы отдельно сказать о включенном в издание словаре военных терминов, имеющем, на наш взгляд, самостоятельное научное значение. Однако предоставим эту, как и профессиональную оценку всего издания, специалистам. Мы же со своей стороны можем в полной уверенности подтвердить, что проект «Наши победы» - это образцовая попытка воплощения той крайне нужной и актуальной задачи, которую можно определить как создание «национальной версии армянской истории».
Будем с нетерпением ждать выхода последующих томов и, по понятным причинам, выхода всего издания на русском языке.
следующая статья