Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2008   >   УСТАМИ «СВОИХ» АВТОРИТЕТОВ, 04 декабря

УСТАМИ «СВОИХ» АВТОРИТЕТОВ

На днях состоялся общественный просмотр фильма «Геноцид без комментариев» - событие, безусловно, заслуживающее самого широкого и доброжелательного внимания. Снятый в основном в Герма
нии армянскими кинематографистами (Александр Сардури - режиссер и продюсер, Вардан Пап - сценарист, Самвел Амирханян - оператор, Арман Киракосян и Степан Степанян - консультанты), фильм рассказывает о Геноциде, точнее, о его восприятии немцами в двух временных пластах, разделенных почти столетием: с одной стороны, исторические документы, составленные немцами - современниками Геноцида, с большинством из которых нас на протяжении всего фильма знакомит автор книги «Геноцид армян - трагедия древнейшего христианского народа» Вольфганг Густ, с другой - опрос, проведенный в наши дни на улицах Берлина, состоящий из одного вопроса: что вы знаете о Геноциде армян в Турции в 1915 году?

Сразу же заметим, что органичное переплетение этих двух параллельно развивающихся сюжетов оказалось исключительно удачной находкой авторов, раскрывающей трагедию Геноцида армян не только в контексте времени, индивидуального, официального или даже национального восприятия, но и как трагедию глобальную, общечеловеческую и обращенную ко всему человечеству.

При всем при том вопрос адресата фильма: для кого он снят и к кому обращен? - в данном случае не столь однозначен и в то же время более чем важен. На наш взгляд (и об этом «ГА» писал не раз), давно уже пришло время наряду с изданиями о Геноциде (в основном фактологического характера), предназначенными «для всех», издавать документальные свидетельства, предназначенные для конкретного национального читателя. Ибо, несмотря на то что задача доказательства самого факта Геноцида за последние десятилетия фактически решена, вопрос его всеобщего официального признания и последующего перехода к проблеме юридической ответственности за него еще требует напряженной и последовательной работы. В этом смысле очевидно, что для большинства европейских народов свидетельства о Геноциде собственных авторитетов, будь то государственные, общественные, военные деятели, миссионеры, журналисты, даже рядовые очевидцы, гораздо убедительнее самых несомненных свидетельств «не своих» авторитетов. Хотя бы потому, что тех обычно, и не без оснований, подозревают в возможном отступлении от правды в угоду неизбежным собственным государственным интересам. С другой стороны, свидетельства собственных авторитетов, пусть также тенденциозные, всегда воспринимаются как достоверные.

В этом смысле «Геноцид без комментариев» можно рассматривать и как образцовую модель для фильмов, предназначенных для французов, англичан, американцев и других народов. (В скобках отметим, что несколько лет назад подобную попытку предпринял Артем Оганджанян, снявший для австрийского телевидения фильмы о Геноциде, основанные на хранящихся в архивах Австрии документах. К сожалению, армянское телевидение этими фильмами не заинтересовалось, так что судить о них мы можем лишь косвенно, основываясь на книгах А.Оганджаняна, в частности, изданной также и на русском языке «1915 год. Неоспоримые свидетельства. Австрийские документы о Геноциде армян».)

Между тем фильм «для немцев» должен обладать определенными особенностями, обусловленными самой историей XX века. И авторами фильма эти особенности учтены. Так, в фильме о Геноциде рассказывает, приводя убедительнейшие материалы из германских источников, известный немецкий журналист Вольфганг Густ. Он демонстрирует обнаруженные в архивах уникальные документы, под которыми стоят подписи виднейших государственных и военных деятелей Германии периода Первой мировой войны. Его рассказ неизменно сопровождается столь же точно подобранным изобразительным рядом - будь то фотографии авторов и адресатов приводимых документов, упоминаемых в них персонажей, сохранившиеся кадры кино- и фотоматериалов, историческая хроника и т.д.

Естественно, что рассказ Вольфганга Густа, десятилетиями изучавшего Геноцид армян, - это прежде всего рассказ о Геноциде армян, осуществленном правящими кругами Османской Турции. Однако постепенно в этом рассказе начинает звучать и звучит все пронзительнее исходящая из самого текста зачитываемых документов тема вины Германии в совершенном злодеянии. Это как раз одна из «деликатных» особенностей предназначенного для немцев фильма о Геноциде. И это обвинение звучит четко и недвусмысленно.

«Деликатность» же этой темы преодолевается в фильме, во-первых, пониманием того, что все сказанное в фильме - безусловная правда и, вовторых, тем, что эта правда засвидетельствована в германских официальных документах, а документы эти представляет немец, к тому же уважаемый историк. На наш взгляд, успешному преодолению «деликатности» темы очевидно способствует также деликатность самих авторов фильма, нигде искусственно не акцентирующих эту ужасающе невыносимую для немцев правду (заметим, что они вообще ничего в фильме не комментируют, хотя мы понимаем, что авторское «отсутствие» в искусстве, да еще политическом, - иллюзия).

Конечно, о вине немцев в подготовке и осуществлении Геноцида армян известно давно, достаточно подробно о ней писали и сами немецкие авторы: И.Лепсиус, Йозеф Маркварт, Генрих Фирбюхер, Гарри Штюрмер... Однако знали об этом единицы, в основном специалисты, но не немецкое общество, которое и о самом Геноциде армян знает (если знает) лишь понаслышке.

И тут необходимо сказать еще об одной отраженной в фильме особенности восприятия немецким зрителем Геноцида армян и темы вины собственного государства в нем. Особенность эта также крайне деликатна. Холокост. До Второй мировой войны психологически немцам гораздо легче было признавать вину Германии в Геноциде армян, нежели нынешним. Бремя Холокоста гнетет их, и вполне естественно, что немцы внутренне всячески сопротивляются осознанию вины собственного государства в еще одном Геноциде XX столетия. Этот мотив Холокоста, который в последние годы к месту и не к месту, причем зачастую искусственно звучит в любом фильме о Геноциде армян, на этот раз всплывает более чем органически, независимо даже от воли авторов, о нем говорят сами немцы, которых опрашивают на улицах Берлина.

Очень симпатичные немцы, независимо от того, знают они о Геноциде армян, признают его или нет. Они неизменно искренни, и чувствуется, что тема Геноцида, а она неотрывна для них от темы Холокоста, сопереживается ими глубоко и болезненно.

Признаться, я с особым вниманием следил за этими краткими беседами на улицах Берлина еще и потому, что буквально за несколько дней до просмотра, в день годовщины так называемой «хрустальной ночи», по «Немецкой волне» довелось услышать, что иммигранты в Германии трудно адаптируются, так как они не способны воспринять «фундаментальную ценность немецкого народа - их вину перед евреями». Естественно, опрашиваемые в фильме немцы ни о каких фундаментальных ценностях не говорили, но все однозначно заявляли, что если турки действительно осуществили Геноцид, то должны признать его и понести ответствен ность, как и они. В то же время в словах некоторых из них подспудно чувствовалась определенная усталость от чрезмерности бремени «фундаментальной ценности».

Слушая рассуждения немцев о Геноциде армян, понимаешь, как важно сказать им правду о нем и как важно, в частности, посмотреть им фильм, в котором они «снимались» и о существовании которого, возможно, пока не подозревают. И разве только немцы?

Вынужденно ограничившись лишь малой частью мыслей и впечатлений, вызванных фильмом «Геноцид без комментариев», практически ничего не сказав о кинематографических его достоинствах, отметим главное: было бы замечательно, чтобы авторы смогли продолжить работу в избранном жанре и рассказать о Геноциде языком кино всему миру в целом и каждому народу в отдельности. В документальных материалах, слава богу, недостатка нет.

Лишь бы не было недостатка в добровольных спонсорах. Фильм «Геноцид без комментариев» снят на общественные деньги. Вклад в его создание внесли Валерий Межлумян и Гагик Агаджанян из Армении, москвичи Вардгез Арутюнян, Микаэл Геворкян и Геворг Нерсесян. Кто поможет снять следующий фильм о Геноциде?

следующая статья