Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1998   >   В ГРЕЧЕСКОМ ЗАЛЕ, В ГРЕЧЕСКОМ ЗАЛЕ... 3 октября

В ГРЕЧЕСКОМ ЗАЛЕ, В ГРЕЧЕСКОМ ЗАЛЕ...

Мы ничего не умеем и не можем. Нам это постоянно внушают, и мы сами об этом радостно ежедневно объявляем всему миру. Перечисление всего того, чего мы не умеем и не можем, не имеет смысла, потому что – ничего. Достаточно сказать, что уже весь мир узнал страшную тайну – армяне, оказывается, не умеют и не могут производить даже армянский коньяк.

Причем невежество и неумение наши столь безнадежны, что мы и не пытаемся чему-то научиться, что-то позаимствовать, купить более современную технологию, на худой конец, пригласить умеющего и богатого и сказать: давай попробуем вместе... Нет, мы способны только предлагать: берите и владейте, делайте, что хотите, получайте прибыль, какую сможете, а нам если что обломится, то и на том спасибо...

«Армянский сорт французского»

Тот же Коньячный – вполне прибыльное предприятие, давно имеющее стойкий авторитет, говоря современным языком, завоеванный рынок на одной шестой планеты – продали французам, которые заплатили бы во много раз больше только за то, чтобы этот самый армянский коньяк просто не существовал в природе (подобные покупки – обычное дело и называются диверсионными). Ведь, не дай бог, усилится, расширится, как тогда его вытеснить с рынка, где об армянском коньяке говорят всякие ласкательные слова и становятся в очередь, а от французского «Наполеона» шарахаются, да еще объясняют: «клопами пахнет».

Конечно, экономные французы, заплатив (?) 30 млн., уничтожать Коньячный не будут, а, как утверждают уверенно уже сегодня наши специалисты, превратят нашу «национальную гордость» в сорт французского коньяка. Закупают и собираются разводить те сорта винограда, которые необходимы для производства французского, и бракуют специфические армянские сорта. Естественно, будут внедрять и соответствующие технологии. Теперь патриоты армянского собираются развивать собственно армянское коньякоделие на других заводах. Вероятно, понадобятся упорство, немалые средства и долгие годы, чтобы в жестокой конкуренции с «армянским сортом французского» продолжить славные отечественные традиции. Уверены, получится. И подтвердится известная истина: мы, армяне, как народ и граждане на самом деле кое-что умеем и можем, а не умеет и не может, по известным и неизвестным нам причинам, только государство в лице правительства. «Кто владеет информацией...» Но если с коньяком, как выясняется, еще «возможны варианты», то в Законе РА «О связи» эксклюзивное право на телекоммуникационную связь в республике и за ее пределами однозначно закреплено за греческой компанией «АрменТел». Как тут не вспомнить девиз конца нынешнего и XXIвека:

«Кто владеет информацией,тот владеет миром»

Но если с коньяком, как выясняется, еще «возможны варианты», то в Законе РА «О связи» эксклюзивное право на телекоммуникационную связь в республике и за ее пределами однозначно закреплено за греческой компанией «АрменТел». Как тут не вспомнить девиз конца нынешнего и XXIвека:«Ктовладеетинформацией,тотвладеетмиром».

Сегодня наши специалисты, в частности заместитель директора Научно-исследовательского института информатики и автоматизации НАН РА Владимир Саакян, считают, что «в условиях ограниченности природных ресурсов и коммуникационных средств приоритетным направлением для дальнейшего развития Армении должно стать развитие информационных технологий, что будет способствовать также развитию соответствующих отраслей промышленности». Передача же эксклюзивного права на пользование связью «АрменТел» создала тупиковую ситуацию, и выход из нее один – лишить «АрменТел» вышеназванной монополии и создать возможности для свободной конкуренции. Г-н Саакян так и заявил корреспонденту агентства Ноян Тапан: «Правительство должно пойти на этот шаг, если оно озабочено проблемой развития республики, а не обогащения одной компании».

«АрменТел» действительно обогащается. Объявленная прибыль – 16,6 млрд драмов. За последний год она возросла на 30%. Вкладывает же она в нашу связь понемногу и собирается привести ее в порядок в течение долгих лет. спрашивается, не могли ли мы сами, получая такую прибыль, вкладывать из нее определенную сумму на закупку
технологий, оборудования, обучение персонала? Всегда были бы при своих, а стратегически важная сфера нашей национальной безопасности оставалась бы в наших руках.

Последние недели пресса постоянно пишет о произволе, творимом «АрменТел». О конфликте с организацией «Арминко» наслышаны все. Связь с внешним миром ненадежна и не обеспечивает весь объем требований пользующихся услугами компании в стране. Не говоря уже о том, что ежегодная плата за выход с помощью международных провайдеров составляет около 15 тыс. долларов США, а «АрменТел» сдирает за ту же услугу цену в 2-3 раза выше мировых. 23 сентября «АрменТел» отключил все телефоны информационного агентства Ноян Тапан. Просто так, ибо агентство добросовестно выполняет свои обязательства. Ноян Тапан вынуждено было принести свои извинения своим абонентам в 30 странах мира, которые по капризу «АрменТел» не могли получать информацию из нашей страны. Помните – «Кто владеет информацией...»? Мы же сегодня не владеем даже собственной информацией.

Церемонии с аборигенами

В сообщении Ноян Тапан есть такие строчки: «Для отключения «АрменТел» выбрал время 17 часов, когда завершился его рабочий день, и если даже причиной отключения было какое-то недоразумение, то связь можно будет восстановить только на следующий день». Эта деталь вынуждает меня сослаться на собственный горький опыт общения с «АрменТел».

18 сентября в пятницу, придя с работы, я обнаружил, что мой телефон почему-то умолк. Дозвониться до 12-12 было невозможно, АТС-63, как и все остальные, в субботу и воскресенье не работает. Понедельник – праздничный день. Когда удалось дозвониться до 12-12, мне суровым тоном объяснили, что телефон отключен за неуплату. Никаких возражений выслушивать не стали. Пришлось, опоздав на работу, тащиться в АТС.

Читатель, конечно, догадывается, что никаких долгов перед «АрменТел» у меня не было. На АТС стали объяснять, что информация из почтового отделения запаздывает, что что-то напутали компьютеры... Ох, уже эти компьютеры... У моей близкой родственницы в этом году 4 месяца подряд отключали телефон только потому, что компьютер не мог забыть несуществующий долг.

Речь не только о нанесенном мне материальном и моральном ущербе. Я только хочу спросить: надо ли было для всего этого (об остальном из экономии места и общеизвестности умалчиваю) приглашать греков? Что во всем этом телефонном бедламе такого, что не могли сотворить мы сами? Не ясно только, кому принадлежит садистская инициатива отключать телефоны по пятницам.

Мы все по собственному опыту знаем, что в «АрменТел» отсутствует механизм предупреждения абонентов о предстоящем отключении... Практика, применяемая во всем мире по отношению к аборигенам Армении, вероятно, представляется излишней. Какие нежности при нашей бедности...

Вот передо мной номер российского журнала «Спрос». В отношении интересующего нас пункта четко сказано: «АТС не вправе отключать ваш телефон без предупреждения, сделанного письменно или по телефону. В случае неуплаты АТС должна дать вам возможность погасить задолженность в течение определенного срока». Не знаю, кто владелец телефонной связи в России, но уверен: наверняка не «АрменТел».

Быть может, правительство отключилось навсегда?

В заключение разговора о наших телефонных бедах напомню: любая ваша попытка обратиться в родное правительство с вопросом или протестом заранее обречена на неудачу. В Министерстве связи вам вежливо ответят, что они никакого отношения к связи в Армении не имеют.

Кстати, 23 сентября «АрменТел» отключил от связи само правительство – министерства здравоохранения, энергетики, науки и образования, культуры. Как сообщила газета «Орагир», по этому поводу на заседании правительства даже разразился скандал между премьером Дарбиняном и некоторыми «отключенными» министрами.

Мы не останавливаемся. Печальный опыт нас ничему не учит. Готовятся все новые и новые сделки. Грядущую продажу «Армянских авиалиний» уже сегодня предваряют сообщения о махинациях и целенаправленном развале компании. Мы готовимся на корню продать кому-то права на переработку всего нашего мусора, забывая, что одна из ведущих высокотехнологичных мусороперерабатывающих компаний сША принадлежит армянам, которые, вероятно, согласились бы на достаточно выгодных для нас условиях наладить это крайне перспективное и крайне выгодное дело.

Наше министерство, в том числе и туризма, промучившись, признало, что мы, мол, не можем своими силами разработать национальную программу развития туризма в стране. Конечно, было бы странно, если бы ведомство, возглавляемое г-ном Нанагуляном, вдруг что-нибудь да сумело. Естественно, взяли «в советники» швейцарскую фирму Valmet, причем швейцарцы не только советовать Valmet, причем швейцарцы не только советовать , причем швейцарцы не только советовать нам будут бесплатно, но еще и обещали затратить на разработку программы миллион долларов. С чего бы это такая о нас забота? А с того, что фирме предоставлено право на всех наиболее привлекательных участках маршрутов (к примеру, побережье Cевана) строить собственные объекты: от гостиниц до площадок для нашей любимой национальной игры – гольфа и клозетов. Риторический вопрос: подпустят ли нас, аборигенов, к этим замечательным объектам там, где тысячелетиями были «мы и наши горы»? Разве только в качестве обслуги.

Все на продажу. «Выгодная сделка». «Очень выгодная сделка». «Блестящая сделка». «Ради процветания страны». Чьей страны?

следующая статья