АПРЕЛЬ 1909-ГО Массовые погромы в Киликии сто лет назад
Как нельзя вовремя при спонсорской поддержке армянского отделения Фонда Галуста Гюльбенкяна вышла в свет книга академика Грачика Рубеновича СИМОНЯНА «Массовые погромы в Киликии (апрель 1909г.)» (Ереван, издательство ЕГУ, 2009, 530с.) Конечно, издание подобных книг всегда своевременно и актуально, однако, безусловно, столетняя годовщина описываемых событий - более чем подходящий повод для их всестороннего исследования и осмысления.
Книга академика Симоняна как раз и представляет собой всестороннее исследование и осмысление трагических событий апреля 1909г. в Киликии, известных в мире как «аданские погромы». По существу же это был Геноцид, осуществленный в отдельном районе Турции всего лишь 9 месяцев назад пришедшими к власти младотурками с хладнокровной последовательностью и уникальной жестокостью. В течение 10-12 дней в Киликии были убиты 30-35 тысяч (по некоторым подсчетам, до 40 тысяч) армян, тысячи умерли от ран, голода и еще тысячи были рассеяны по всему миру. Кошмарные события последующего десятилетия приглушили в памяти цивилизованного человечества ужасы Аданы, однако современниками, в первую очередь хорошо осведомленными европейцами, они однозначно воспринимались как геноцид, несмотря на то что в то время само понятие геноцида в международном праве еще не было сформулировано. Случайно ли именно по отношению к событиям 1909 года в Адане впервые в новое время был использован термин «холокост» (Ferman Z. Duckette. Turkish Atrocities. The Young Turks and the Truth About Holocaust at Adana in Asia Minor, During April, 1909, n.p. 1911)?
Предваряющее книгу обстоятельное введение начинается с обзора литературы, посвященной аданским событиям. Свидетельства очевидцев, работы поздних исследователей, множество сохранившихся документов, газетные репортажи представляют материал более чем достаточный для воссоздания подробнейшей картины произошедшего, тем более что Киликия, в отличие от глухих уголков Западной Армении, армянское население которых было изгнано и уничтожено 5-7 лет спустя, расположена на берегу Средиземного моря, в непосредственном соседстве с европейскими странами. Здесь же, во введении, автор знакомит нас с историческим прошлым Киликии, многовековым существованием на ее территории независимой армянской государственности, а также административным делением, национальным составом, количеством населения Киликии начала XX века и другой информацией, необходимой для понимания причин и особенностей развития трагических событий.
Верный принципу историзма, Грачик Симонян скрупулезно анализирует причины и ход этих, казалось бы, невероятных в новейшей истории своей необычайной жестокостью событий. Основные причины трагедии автор делит на две взаимосвязанные группы: общегосударственного и местного характера. К первой группе автор относит такие причины, как обретшее к тому моменту крайние формы взаимное недоверие между армянами и турками, доходящее до расовой ненависти. В частности, он уделяет особое внимание тому важному обстоятельству, что революция 1908 года и принятая в ее результате Конституция, провозгласившая принципы Французской революции и уравнявшая права всех народов, населявших Османскую империю, крайне обострили и без того, мягко говоря, недоброжелательное отношение мусульманского большинства к христианским меньшинствам, прежде всего к армянам, которых не без основания считали «виновными» и в осуществлении революции, и в провозглашении в стране демократических свобод. Другая важная причина, тесно связанная с первой, - это религиозный фанатизм мусульманских масс, основанный на убеждении, что лишение султана данных ему Аллахом прав, принятие Конституции приведут страну к гибели. И здесь «вина» армян была несомненна. Этой ненависти к армянам способствовал и безудержный великодержавный шовинизм, насаждаемый партией младотурок. Немало способствовал расширению возникших на территории Киликии процессов и начавшийся 31 марта 1909 года контрреволюционный мятеж в Константинополе.
Среди местных причин Гр.Симонян называет и антиармянскую пропаганду прессы, и действия киликийской администрации, и, конечно, экономическое положение армян, которые за мирные годы, прошедшие после резни 1995-1996 годов, сумели достичь относительного благоденствия, вызывавшего зависть турок и курдов, только и ждавших удобного момента, чтобы завладеть их имуществом.
С другой стороны, возбуждению настроений способствовало и такое обстоятельство, как возвращение в Киликию части армянских крестьян, бежавших вследствие резни 1895-1896 годов и теперь получивших законную возможность вернуться в свои дома, которые заселившиеся в них турки и курды, естественно, не желали освобождать.
Справедливости ради автор отмечает, что и некоторые армяне, к месту и не к месту похвалявшиеся своими заслугами в борьбе против режима Абдул-Гамида и в победе революции 1908 года, не могли не возбуждать ненависть консервативной и темной турецкой массы.
Все эти и не упомянутые здесь причины и конкретные поводы резни рассмотрены в представляемой книге Гр.Симоняна со всей тщательностью и учетом мнений предшествовавших авторов, в том числе и современников событий. Между тем именно современники событий, несмотря на ужасающие факты, свидетелями которых они были, не могли в полной мере понять их глубинную суть, которая стала очевидной спустя десятилетие: «аданские погромы» были лишь началом, кровавой прелюдией пантюркистской программы полного уничтожения армян, их Геноцида на всей территории Османской империи, а затем и Закавказья. Непонимание сути «аданских событий» и вообще особенностей текущего момента было столь велико, что оно распространялось и на политических лидеров армян, которые, к сожалению, никак не могли понять, что произошедшее в Киликии - результат не какого-то случайного «недоразумения», а последовательной политики «просвещенной», «демократической» партии, возглавляемой их бывшими соратниками по революционной борьбе.
В этой связи уместно заметить, что сегодня у нас стало дурной модой под предлогом поиска правды «смело» обвинять руководителей армянской национально-освободительной борьбы последней четверти XIX- начала XX века во всех бедах и несчастьях, случившихся с нашим народом. Поиски «вины армян» уже обрели характер мазохистской эпидемии. При этом достаточно трудно разобраться, где тут элементарное невежество, незнание национальной истории, где самодовольная поза «продвинутого» мыслителя, сумевшего возвыситься над традиционной «провинциальной» армянской ментальностью, где продолжение отвратительной столетней межпартийной вражды, а где злонамеренная, зачастую оплаченная извне идеологическая диверсия, направленная на разрушение сложившегося в веках национального самосознания. Это особая и очень важная тема, которую мы здесь лишь обозначили, так как, исследуя киликийские события, к ней не мог не обратиться и Гр.Симонян. Обращаясь к этому болезненному вопросу, он ссылается на пример Андраника, который за полтора месяца до резни тайно прибыл в Константинополь и во время встречи с некоторыми руководителями «Дашнакцутюн» призвал их порвать отношения с лидерами младотурок и готовиться к самообороне. Тогда Андраник в гневе говорил: «Идите и дружите с ними, я же турок хорошо знаю, опасайтесь ваших новых друзей, скоро они уничтожат и вас, и ваших товарищей». Ему отвечали: «Андраник-джан какой ты пессимист, будь немного оптимистом, отныне ни одного армянина не тронут».
Услышав о начавшейся в Киликии резне, Андраник был потрясен тем, как скоро исполнились его предсказания! Идея «армяно-турецкого братства» потерпела полный крах. Своим оппонентам он послал телеграмму: «Вот мой пессимизм и вот ваш оптимизм. Когда придет время, ваши талааты и энверы перебьют и вас».
Пример, безусловно, убедительный. Однако сложнейшие вопросы национальной истории простых ответов не имеют. Так, обращаясь к этому болезненному вопросу и в представляемой монографии, и в другом своем фундаментальном труде «Андраник и его время», многоопытный историк тем не менее предупреждает однозначно расценивающих действия «Дашнакцутюн» в то время как «политическую недальновидность», «следствие неумения верно анализировать события», что в подобных оценках, как правило, не учитывается ряд важнейших обстоятельств. В частности, он писал: «Создание временного союза с младотурками с целью утверждения конституционного строя, по нашему мнению, было приемлемо. Другое дело, что партия, как и прежде, должна была вооружать свои ряды, сохранять и умножать свои вооруженные силы, как делали македонцы и албанцы, а также часть своей деятельности перенести в подполье» (с.323-324). Надеемся, со временем армянская историческая наука сумеет дать всесторонний объективный ответ на эти важнейшие вопросы.
Вероятно, здесь же необходимо сказать о том, что детальное описание происходивших в апреле 1909 года в Киликии событий и их анализ опровергают и другой, назойливо внушаемый массовому сознанию стереотип, будто «тысячи армян перерезали, как баранов». Такого не было нигде и никогда. Надо только лучше знать собственную историю, в том числе и историю Геноцида. Так, из книги Гр.Симоняна мы узнаем, что только в первые три дня погромов в результате самообороны мирное армянское население, к тому же слабо организованное, уничтожило 350-400 головорезов. Это, кстати, позже дало турецкому «правосудию», «основание» объявить армян «виновниками беспорядков». Другое дело, что Геноциду, планомерно и системно осуществляемому государством, да еще и с привлечением регулярной армии, мирное население противостоять в принципе не в состоянии.
Естественно, большая часть книги «Массовые погромы армян в Киликии (апрель 1909г.)» посвящена описанию самих трагических событий. Они воссозданы с величайшей тщательностью, в отдельных случаях буквально поминутно, как правило, с использованием всего накопленного фактического материала. Возможно, некоторое представление могут дать заголовки и подзаголовки трех глав, в которых сконцентрирован весь этот огромный материал. Глава первая: «Резня и погромы в городе Адане» («Первый погром в городе Адане» (1-3 апреля), «Ужасающее «перемирие» (с 4 апреля), «Второй погром в городе Адане» (с 12 апреля); глава вторая: «Погромы в городах и деревнях Аданского вилайета» («Аданский санджак», «Джебель-Берекетский санджак», «Козанский (Гозанский) санджак»; глава третья: «Армянские погромы в Алеппском вилайете» («Марашский санджак», «Алеппский санджак»). Поясним, что по каждому вилайету, санджаку, городу и деревне помимо описания событий с поразительной хронологической точностью с той же точностью сообщается о количестве жертв, количестве спасшихся и бежавших, о разрушенных домах, храмах, школах, больницах и т.д., и т.п. Вся эта непосильная для нормального человеческого воображения жестокая информация сопровождается необходимым авторским комментарием, актуальными цитатами из турецких, европейских и армянских газет.
Не менее насыщена красноречивыми фактами и свидетельствами четвертая глава - «Месяцы после катастрофы». И здесь вынужденно ограничимся лишь перечислением заголовков: «Первая помощь пострадавшим», «Мероприятия армянских национальных властей Константинополя», «Количество жертв», «Материальные потери», «Новая эмиграция», «Кто организовал погромы», «Отклики на погромы», «Отклики на киликийскую трагедию в османском парламенте», «Прием у султана Мохаммеда V», «Турецкое «правосудие» в действии», «Наказание «преступных» армян, «Справка Акопа Папикяна», «Человеколюбие против человеконенавистничества», «Вдовы и сироты», «Насильственная исламизация похищенных армянок», «Скорбные песни».
Само количество и многообразие рассмотренных тем подсказывает, что не может быть упущено ничего сколь-нибудь существенного, сказано буквально все и обо всем. Подчеркнем: не просто сказано, каждый раздел представляет собой законченное мини-исследование. В целом же книга академика Грачика Симоняна подводит черту под столетним изучением темы, что, естественно, не исключает необходимости дальнейших исследований и даже возможности в какой-то степени неожиданных открытий.
Завершая же вынужденно краткое представление книги Гр.Симоняна «Массовые погромы армян в Киликии (1919, апрель)», нам остается лишь упомянуть о приложениях в виде подборки статей и корреспонденций из «Нью-Йорк таймс» и множества архивных фотографий, поразительным образом сохранившихся и обнаруженных (кстати, отметим, что важную помощь технического характера оказал автору историк и публицист Геворк Язычян), а также пожелать Грачику Симоняну скорейшего выхода в свет завершающих томов его фундаментальной работы «На путях освободительной борьбы» (первые два тома вышли в 2003 году), работа над которыми, насколько нам известно, уже завершена.
следующая статья