Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2000   >   ВТОРОЙ ПУТЬ ПРОЙДЕН ДО КОНЦА, 9 декабря

ВТОРОЙ ПУТЬ ПРОЙДЕН ДО КОНЦА

Общественная активность масс, пробужденных «перестройкой», была беспрецедентной. Она стала движущей силой последнего этапа нашей новейшей истории независимо от того, в какое русло была позже направлена и какое развитие получили события. Итог известен. Однако даже зная его, мы и сегодня не можем не признать, что объединить сотни тысяч людей могли только самые благородные и насущные лозунги: национально-освободительное движение в Арцахе, демократия, законность, социальная справедливость, борьба с коррупцией, экология...

За исключением идей арцахской борьбы, которую не позволил скомпрометировать народ, все остальные высокие эти лозунги были скомпрометированы и воспринимаются ныне в лучшем случае скептически, а то и с открытой враждебностью. Спекуляции, извращения и прямой обман аодовских властей, осознаваемые постепенно уже с 1991 года, стали главной причиной подлинной трагедии нашего времени - глубочайшей разочарованности в каких-либо идеалах, абсолютного недоверия к любым властям, глобальной индифферентности и апатии народа, сознательно или подсознательно чувствующего свою вину за то, что уже однажды так наивно попался.

С одной стороны, разочарованность и безверие побуждают людей покинуть страну, с другой - общественная пассивность и апатия позволяют властям на всех уровнях творить беззакония, благополучно процветать коррумпированной системе. Между тем истинность самих скомпрометированных лозунгов не может быть подвергнута сомнению, тем более что большинство из них сегодня даже более актуальны для нас, чем 12 лет назад. К примеру, требования законности, социальной справедливости, борьбы с коррупцией сегодня самые насущные для абсолютного большинства общества, столь же важно для нас и утверждение в стране демократии и свободного рынка в их истинном понимании, к которому еще предстоит вернуться, ибо то, что насаждали в нашей мафиозно-клановой стране «демократы» и «рыночники-либералы», не имеет никакого отношения к изначальной сути этих понятий.

Кто может изменить ситуацию в стране? С кем связывать надежды на перемены к лучшему во всех сферах нашей жизни? С властями, осознавшими всю критичность момента, с политическими партиями, возможности которых нам известны, с международными организациями, диктующими свои условия? Конечно, все эти факторы могут оказаться существенными, однако можно смело утверждать, что без резкого повышения общественной активности народа, без его постоянной готовности защищать свои гражданские и социальные права, бороться с беззаконием и коррупцией кардинальных перемен добиться не удастся. К сожалению, пока подобной активности населения страны, к тому же сильно поредевшего, мы не наблюдаем.

Между тем буквально в последние месяцы обозначилась у нас одна сфера, возможно, единственная, в которой отдельные граждане в отдельных случаях начали открыто и решительно выражать свой протест против творящегося беспредела и требовать соблюдения законности - это сфера градостроительства и экологии. Эти люди даже стали стихийно,
по месту жительства объединяться в группы, чтобы пресечь незаконное строительство, предотвратить вырубку зеленых насаждений... В этом стихийном движении мы наконец увидели симптомы пробуждения гражданского самосознания, задавленного в ереванцах чувства заботы о своем квартале, своем городе, своей стране. Это движение, поддержанное прессой, к удивлению самих протестантов, в нескольких конкретных случаях сумело добиться успеха, но главное - заставило считаться с собой органы власти и вдохнуло жизнь в деятельность бессильных без поддержки общественности экологических и иных организаций.

Однако известно, что борьба в сфере градостроительства и экологии во всем мире сталкивается с жестким противодействием заинтересованных лиц и организаций, чьи экономические и коммерческие интересы она напрямую затрагивает. И во всем цивилизованном мире исход этой борьбы определяет закон. К закону пытаются апеллировать и протестующие ереванцы, несмотря на несовершенство нашего законодательства и, мягко говоря, незаинтересованность в его исполнении органов местного самоуправления и множества существующих у нас организаций и ведомств, призванных благоустраивать территории, охранять природу, сохранять зеленые зоны и т. д.

О ходе развернувшейся борьбы и ее подробностях на отдельных конкретных участках регулярно рассказывает пресса, за редчайшими исключениями также проявляющая в этом вопросе непривычное для нее согласие и последовательность. Кажется, еще немного усилий - и пробудившаяся после многолетней дремоты общественная активность принесет свои частичные плоды хотя бы в одной сфере нашей жизни. Косвенным, но красноречивым подтверждением подобной возможности стала реакция власти на угрозу ее интересам.

В Союзе писателей состоялась встреча главного архитектора Еревана Нарека Саркисяна с общественностью, организованная Союзом зеленых Армении. В данном случае для нас не важно, кто и что говорил во время встречи и кто взял верх в дискуссии, тем более что в кратком репортаже по Национальному телевидению односторонне были представлены только доводы г-на Саркисяна. Гораздо важнее для нас другое - заключающий «репортаж» комментарий: мол, это все те же «зеленые», борцы за экологию, которые закрыли АЭС, «Наирит», Алавердский комбинат и принесли столько бед стране.

Что это, если не опасная демагогия и извращение значений слов и явлений в расчете на утвердившиеся в последнее десятилетие негативные стереотипы? Неужели сегодня любой здравомыслящий человек не понимает, что в те годы никакие «зеленые» или борцы за экологическую чистоту, которых в Армении было несколько человек, никогда не смогли бы закрыть не то что промышленные гиганты, но даже захудалый частный кооператив, если бы их искренние тревоги не были политизированы и использованы в своих интересах могущественными силами, кстати, при нашей общей поддержке. Точно так же, как были извращены и использованы многие честные стремления и помыслы. И если тот горький опыт может нас чему-то научить, то только одному - умению отличать суть слов и явлений от пропагандистского манипулирования ими, что, судя по упомянутому комментарию Национального телевидения, еще долго будет для нас актуально.

То, что столь откровенно проявленное негативное отношение к нарождающемуся широкому общественному движению не было случайной самодеятельностью Национального телевидения, подтверждается прозвучавшим в том же выпуске «Айлура» сообщением о совещании у президента Кочаряна. Президент после встречи с соответствующими министрами, в том числе экологии, генпрокурором и мэром заявил, что все, кто будет мешать или создавать искусственные препятствия на пути инвестиций и бизнес-программ, будут наказаны со всей строгостью. Как мы понимаем, речь на совещании шла и на интересующую нас тему, возможно, в частности о строительстве гостиницы на территории парка «Ахтанак». Если это действительно так, то позиция президента по меньшей мере непонятна. Ведь единственное требование протестующих - соблюдение закона, поэтому и они, видя, как попирается закон, как перекраивается действующее законодательство, генплан в угоду чьим-то сиюминутным интересам, обращаются лично к президенту как гаранту законности.

Новое движение уже существует и набирает силу. У власти два пути: либо поддерживать пробудившуюся общественную активность своих граждан, рассчитывая и дальше опираться на нее как созидательную силу, либо пытаться раздавить ее, еще больше углубляя состояние апатии и отчаяния. На самом деле выбора у власти нет: второй путь уже пройден до конца.

следующая статья