Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2004   >   100 ЛЕТ БЕЗ ТУРЦИИ И БЕЗ РОССИИ? 19 октября

100 ЛЕТ БЕЗ ТУРЦИИ И БЕЗ РОССИИ?

Выверенные в веках геополитические схемы сохраняют свое значение и сегодня. Знание их и почтение к ним всегда помогают разобраться в актуальных ситуациях, какими бы сложными и запутанными они ни представлялись.

Одним из таких несомненных геополитических факторов, действующих на протяжении как минимум двух последних веков, в Закавказье было и остается противостояние между Россией и Турцией. Здесь нет необходимости объяснять истоки и причины этого противостояния, констатируем только общеизвестное: еще с петровских времен, и особенно после ослабления Персии и вхождения Закавказья в состав России, вопрос «Россия или Турция?» неизменно оставался актуальным, какие бы кратковременные или долговременные интересы в регионе ни имели англичане, французы, немцы или нынешние американцы.

Мы упоминаем о сильных мира сего только с целью подчеркнуть, что при всем пиетете к мощи, аппетиту и хитроумной дипломатии перечисленных держав, которые якобы всегда использовали Турцию в качестве инструмента для достижения собственных целей, как-то в итоге всегда так получалось, что именно они оказывались инструментами в достижении турками своих целей. Но это так, к слову, поскольку слишком много ныне разговоров об американцах, а турки уже хозяйничают в двух из трех стран Закавказья.

Так что и сегодня при анализе любых проблем, отношений, конфликтов региона в геополитическом плане в их истоках невозможно не обнаружить ту же простенькую, но жесткую дилемму: Россия или Турция? - несмотря на то что количество игроков и заинтересованных лиц на политическом поле региона многократно возросло.

Если не «вечность», «неизменность», то хотя бы удивительная долговременность геополитических схем обусловлена, как правило, множеством объективных факторов. Именно эти факторы, в том числе и смертельная турецкая угроза, предопределили добровольное стремление армянского народа к вхождению в состав христианской России, именно эти факторы, но уже с иными приоритетами предопределили изначальную ненадежность для России тюрок-татар, лобзающих руку сильного в ожидании возможности слиться с братьями по крови в едином государстве, и двойственную позицию грузин, элита которой еще при вступлении в состав России, с одной стороны, в лице царя Георгия клялась ей в верности, а с другой стороны, в лице царевича Александра воинственно отвергала так называемую русскую ориентацию, опираясь на поддержку соседеймусульман. Тем не менее мощь России, а затем и СССР в прошедшие столетия (за исключением 1917-1921гг.) неизменно брала верх над геополитическими факторами и решала вопрос «Россия или Турция?» в свою пользу. Причем польза России в определенной и немалой степени совпадала с «пользой» Армении.

Развал Советского Союза и беспрецедентное для нового времени (за исключением тех же 1917-1921гг.) ослабление России дали возможность для свободного проявления и реализации во внешней политике стран Закавказья до этого подавленных геополитиченских факторов. И в результате вопрос «Россия или Турция?» для Азербайджана и Грузии отныне получил однозначный ответ: Турция. Армения же, поскольку фактор турецкой угрозы сохраняется, столь же однозначно продолжала отвечать: Россия.

Глобализм - это тоже вызов геополитике, стремление перестроить мир, установить новый мировой порядок, игнорируя или даже вопреки геополитическим факторам, исходя из интересов и требований одногоединственного мирового центра силы. Пока очевидно, что намерения Америки (не забудем, кто чей инструмент) вполне адекватны намерениям Азербайджана и Грузии и избранному ими ответу на главный геополитический вопрос. И они будут стремиться извлечь из этого обстоятельства максимум пользы. В то же время несомненно, что наши соседи даже в этой ситуации будут пытаться извлечь максимум пользы и из отношений с Россией. Учитывая упорное нежелание России считаться с несомненными, в том числе и геополитическими реалиями, и хроническую размытость ее позиции по многим внешнеполитическим вопросам, это им, безусловно, удастся.

Позиция же Армении по данному вопросу остается прежней, хотя в последнее время ей делаются предложения, от которых отказываться все труднее. И хотя бы на уровне общественного мнения все чаще подаются реплики, ставящие под сомнение однозначность неизменного на протяжении веков ответа. В ангажированности сил, подающих подобные реплики на протяжении всех постсоветских лет, никто не сомневается, однако в последнее время в глазах общества, прежде категорически отвергавшего любые антироссийские призывы, теперь они нередко находят сочувственный отклик.

Причин для этого немало, и их изложение требует отдельного и подробного разговора. Остановимся на одной из них - ставшей крайне злободневной в последние дни. Речь, понятно, о таком важнейшем геополитическом факторе, как коммуникации.

Конечно, проблема эта родилась не сегодня. Но еще буквально две недели назад министр иностранных дел В.Осканян с уверенностью говорил, что без открытия армяно-турецкой границы мы проживем сто лет. И хотя ответ этот, возможно, был для опытного дипломата излишне эмоциональным, по сути он отражал настроения огромного большинства армянского общества. Но это было до Ларса.

Теперь, после закрытия Россией автомобильного движения через Ларс и противоречивых заявлений по этому поводу самых высоких официальных лиц, в итоге выяснилось, что единственная сухопутная дорога, связывающая Армению с Россией, будет в принципе закрыта, но открываться изредка по мере скопления машин. Кто будет определять необходимое для открытия границы количество машин, то ли президент Путин, то ли начальник заставы, не уточняется. Таким образом, если не брать во внимание маниловские прожекты российского министра, намеревающегося вопреки действиям самой России, закрывающей границы, предложить странам Закавказья открыть и задействовать все коммуникации региона, можно констатировать, что Армении предлагается жить дальше в ситуации геополитического чуда или точнее, абсурда: стране, в геополитическом понимании континентальной, сухопутной для связи с миром, и прежде всего с Россией, остаются два ненадежных во всех смыслах парома в достаточно отдаленных и небезопасных морях.

Нам не известны планы и помыслы России, как всегда, во многом непредсказуемые. И мы не собираемся, да и не вправе советовать, что и как ей делать. Но последние шаги, в частности закрытие российско-грузинской границы, вольно или невольно резко меняют геополитическую ситуацию в регионе и вынуждают Армению все чаще в поисках надежных коммуникационных путей оглядываться на юг - в сторону Ирана и Турции.

Армянский народ в своем огромном большинстве, несмотря на колоссальное давление извне, продолжает связывать свое будущее с Россией, однако если сама Россия делает условия его существования невыносимыми, то это вполне может привести к началу поиска новых ответов на старые вопросы. 19 октября

следующая статья