Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2010   >   ЕДИНЫЙ ЗАМЫСЕЛ И ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЖИВАНИЯ АРМЯН, 16 сентября

ЕДИНЫЙ ЗАМЫСЕЛ И ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЖИВАНИЯ АРМЯН

Гейдар Алиев 10 и даже 15 лет назад вдруг заговорил о «геноциде азербайджанцев», необходимости создания специальных научных структур и сборе документов, подтверждающих злодеяния армян в отношении азербайджанцев, и т.п. вещах. Все это свидетельствовало, что он прекрасно сознавал дальнейшие пути армяно-азербайджанского противостояния и роль исторического фактора в агитационнопропагандистской борьбе. Он, на наш взгляд (возможно, здесь мы, как и азербайджанцы, преувеличиваем его мудрость и проницательность), предвидел главный вывод из анализа кровавых действий азербайджанцев (кавказских татар, мусульман): их действия по уничтожению армян, как и действия по уничтожению армян в Турции, неизбежно будут со временем восприняты как различные этапы единой программы Геноцида армянского народа. Сегодня пророческие указания Алиева-старшего выполняются с великим усердием, не считаясь с затратами и, естественно, с исторической истиной.

Одним из центральных пунктов в антиармянской пропаганде Азербайджана был и остается 1918 год, насыщенный множеством драматических событий, в том числе и в трагическом для армян сентябре, когда в течение трех дней - 15, 16 и 17 - были уничтожены 30 и даже более тысяч армян. Этот никогда не вызывавший сомнений факт сегодня также отвергается потомками убийц, нагло фальсифицирующими общеизвестные события, что возможно только при абсолютном невежестве международного сообщества в этих вопросах и нашей непонятной пассивности.

Но правду скрыть невозможно, о ней свидетельствуют тысячи и тысячи несомненных документов, которые необходимо лишь систематизировать и представлять миру снова и снова. Этих документов так много, и они иногда появляются так неожиданно и в таких обстоятельствах, что нам остается только самим осмыслить их значение и ценность.

«ГА» уже писал о книге Вардгеса Егиаяна и Ара Арабяна «Судебный процесс Мисака Торлакяна», рассказывающей, как следует из заголовка, о судебном процессе над Мисаком Торлакяном, застрелившим в рамках операции «Немезис» 18 июля 1921г. в Стамбуле бывшего министра внутренних дел Азербайджана Бехбуд хана Дживаншира. Как известно, британский военный трибунал, проводивший судебное расследование по этому делу, хотя и признал сам факт убийства, совершенного на глазах у десятков людей, тем не менее освободил Торлакяна в зале суда, посчитав, что акция была совершена в состоянии справедливого аффекта.

Заметим, что этот судебный процесс и его решение, в точности повторившие состоявшийся несколько месяцев назад процесс Согомона Тейлиряна, гораздо меньше известны, хотя значение их во всех отношениях огромно.

Достаточно того, что, повторив решение Берлинского суда, Британский военный трибунал фактически отмел все предположения о какой-то случайности вынесенного Берлинским судом приговора и позволил и сегодня уверенно утверждать, что именно таковой была позиция цивилизованного мира по отношению к Геноциду армян и справедливости действий армянских народных мстителей, фактически приведших в исполнение приговор турецкого суда. Этот важнейший момент еще недостаточно оценен даже армянской юридической и политической мыслью, которая крайне редко (на память приходят только работы проф. Барсегова) обращается к практике европейских судов, рассматривавших дела, так или иначе связанные с Геноцидом.

Вопросов, которые всплывают при чтении упомянутой книги, множество. Вынужденно обратимся только к некоторым из них.

Во-первых. Суд над Торлакяном вполне естественно, как и в случае с Талаатом, превратился в суд над Дживанширом. Именно он в итоге был назван истинным преступником, виновным в гибели тысяч невинных людей.

Во-вторых. В ходе судебного процесса (проходившего, напомним, в Стамбуле) некоторые свидетели, в частности видный армянский писатель Ерванд Отьян, подробнейшим образом (как и во время суда в Берлине) рассказывали о кошмарных событиях Геноцида армян в Турции, вроде бы и не имеющих прямого отношения к сентябрьским событиям 1918 года в Баку. Знаменательно, что на это обстоятельство обратили внимание адвокаты обвинения (турки и азербайджанцы), однако суд отклонил все подобные протесты, очевидно, считая, что речь идет об одном и том же бесчеловечном преступлении (термина «геноцид» в то время еще не существовало), совершаемом на разных этапах в различных местах различными лицами, однако в соответствии с единым замыслом и единой целью. К сожалению, это понимание, присущее английским военным юристам, хорошо знакомым с происходившими на их глазах в Турции и Закавказье событиями, до сих пор не стало всеобщим не только при оценке событий тех лет, но и антиармянской турецко-азербайджанской политики последнего столетия в целом.

Но ведь не только британцы. Своеобразным свидетельством восприятия единства геноцидальных событий на всей территории исторического проживания армян, будь то в Западной или Восточной Армении и во всем регионе, является включение организаторами в число преступников, подлежащих наказанию в рамках операции «Немезис», и собственно турецких, и так называемых азербайджанских палачей. Одни и те же мужественные ребята, члены партии «Дашнакцутюн», строго следуя получаемым указаниям, стреляли в них и в европейских столицах, и в Тифлисе, и в Стамбуле, где и были казнены такие известные армяноненавистники, как первый премьер-министр Азербайджана Фатали Хойский, министр внутренних дел Бехбуд хан Дживаншир, турецкий офицер и агент партии «Единение и прогресс» Кязим-бек, руководивший уничтожением армян на всей подвластной правительству Азербайджана территории, и другие. Кстати сказать, только глупая случайность помешала Араму Ерканяну и Аршавиру Ширакяну добраться до Баку, где они должны были, следуя инструкциям Рубена Тер-Минасяна, покарать и других организаторов Геноцида в сентябре 1918 года в Баку. Тогда в Тифлисе они были ограблены и брошены грузинскими полицейскими в Метехскую тюрьму, отсюда, правда, бежали, но, поскольку Республика Армения уже пала, вынуждены были вернуться в Стамбул, откуда были посланы с тем же заданием в Европу.

Необходимо отметить, что христианское население всего региона и евреи сочувственно и с пониманием относились к акциям возмездия армян, чему есть масса свидетельств и подтверждением чему стал уже состав свидетелей защиты и их показания во время процесса Торлакяна. Стенограмму допроса одного из этих свидетелей мы публикуем в сегодняшнем номере «ГА». 

следующая статья