Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2011   >   ВАЖНЫ ДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ, 28 апреля

ВАЖНЫ ДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ

Наконец президент Саргсян прислушался к нашим многочисленным призывам расследовать «дело 1-2 марта» до конца, выявить и наказать истинных виновников трагических событий и гибели людей. Помнится, в последний раз мы озвучили это требование в дни визита г-на Хаммарберга, который также вновь повторил это требование.

Внешне может показаться, что президент выполнил ультимативное требование радикальной оппозиции, представители которой уже выразили удовлетворение тем, что их требование «полностью выполнено». Между тем в заявлениях многих оппозиционных деятелей видна прежде всего полная растерянность. Ведь требовали они, так сказать, понарошку, даже не полного и объективного расследования преступления, а всего лишь «официального заверения властей». Президент же, судя по всему, решил взяться за дело всерьез, вследствие чего уже последовали конкретные и решительные указания.

Не случайно в редакционной статье газеты «Жаманак» прямо высказывается опасение, что «все это напоминает ловушку» и что под видом активизации расследования в действительности «запутают уже расследованное». Опасение, безусловно, вполне обоснованное. Ибо вот уже более 3 лет в полном соответствии с используемыми политтехнологиями радикальная оппозиция не только «успешно» организовала антиправительственные выступления одурманенных и зомбированных масс, уличные беспорядки, сопровождавшиеся крайне желательными для нее жертвами, но и последующую информационную раскрутку этих событий, одной из главных, если не самой главной целью которых было создание впечатления нелигитимных выборов, ослабление позиций новоизбранного президента во внешнем мире и внутри страны.

В полном соответствии с теми же политтехнологиями оппозиция, выступая одновременно в образе жертвы и обвинителя, при полном попустительстве властей и правоохранительных органов сумела направить следствие по нужному ей руслу, уйти от ответственности и 3 года неизменно оказывать давление на власть, продолжая задавать почерпнутые из тех же инструкций все новые и новые бессмысленные требования. Опуская многие детали, хорошо известные читателям, скажем, что сложившаяся в итоге ситуация вполне устраивала оппозицию, которая, по словам «Жаманак», в действительности считала уголовное дело «расследованным».

И вот теперь президент хочет все «запутать». На совещании с руководителями силовых органов, созванном 20 апреля, С.Саргсян, в частности, сказал: «Вероятно, никто лучше меня не знаком с этими проблемами... Лично для меня это очень важный вопрос... Попытайтесь найти новые пути расследования этих событий».

Откликаясь на поручение президента, руководитель следственной группы Ваагн Арутюнян уже заявил о том, что «уголовное дело «1 марта» будет полностью пересмотрено». Понятно, что руководитель следственной группы высказывается очень осторожно, он, естественно, не может перечеркнуть работу, проделанную его группой за прошедшие 3 года, но при этом говорит о некоторых существенных деталях, побуждающих к «полному пересмотру всего дела». Так, например, весьма однозначную оценку он дает работе комиссии по сбору фактов, итогами деятельности которой оппозиционная пресса месяцами морочила голову своим доверчивым читателям: «Группа по сбору фактов также действовала не в соответствии со своим призванием и больше пыталась политизировать, исказить доказательства. Дело дошло до того, что некоторые члены группы «анализировали» заключения судебных экспертов, баллистиков, искажали их и формировали ложное общественное мнение. Если бы и в подобных случаях имелось заключение международного эксперта, думаю, поле для спекуляций сузилось бы». Здесь, кстати, напомним, что международные организации, требовавшие скорейшего завершения расследования, в то же время никак не откликнулись на просьбу оказать следствию экспертную поддержку. Не потому ли, что они заведомо знали, что результаты объективной экспертизы окажутся не в интересах сотрудничающей с ними оппозиции.

Очень важны даже отдельные детали в уже прозвучавших заявлениях осведомленных лиц. К примеру, такой нюанс в ответе В.Арутюняна, который подчеркнул важнейшую для раскрытия дела методологическую дифференциацию: «О демонстрантах ничего не могу сказать, но со стороны участников массовых беспорядков выстрелы были произведены, были брошены взрывчатые материалы и другие предметы, приспособленные для нанесения травм. Это очевидно». Этот «очевидный» нюанс, на наш взгляд, имеет огромное значение для понимания трагических событий и тактики их организаторов, прикрывающих присутствием случайных людей («демонстрантов») преступников-убийц, мягко названных В.Арутюняном «участниками событий».

Обратим также внимание на важное замечание такого осведомленного человека, как председатель временной депутатской комиссии по изучению событий 1 марта Самвел Никоян: «Вы говорите, что разные люди заявляют, будто страница «1 марта» закрыта? Как считать, открыта она или закрыта? Скажу, что это относится только и только к причинам «1 марта», к тому, какие объективные и субъективные причины подвели наше общество к этим событиям».

Действительно, этот вопрос важнейший. Но, с другой стороны, выявление хоть одного подобного важнейшего вопроса не может не привести к воссозданию полной картины событий 1-2 марта и предшествовавших им недель и даже месяцев. То есть того, чего и ждет от следствия общество и чего так опасается растерявшаяся от решительности президента радикальная оппозиция. Надеемся, на сей раз следствие будет доведено до логического конца. 

следующая статья