«ЖЕМЧУЖИНЫ» ТАК НАЗЫВАЕМОГО АЗЕРБАЙДЖАНА
Эксперты влиятельного американского журнала Foreign Policy и Американского фонда мира на днях оценили уровень «наличия недовольных и мстительно настроенных групп» в Азербайджане как критический - 7,9 балла (в Армении - 6). Нет никаких сомнений, что эксперты в первую очередь имели в виду сотрясающие изнутри страну этнополитические процессы.
Эти тщательно скрываемые от внешнего мира процессы охватывают всю территорию так называемого Азербайджана, особенно его северную и южные части, подобно Арцаху насильственно присоединенные к нему со своим автохтонным населением, - лезгинами и талышами. И именно мы, армяне, способны во всей полноте понять неумолимый ход исторических событий и стремление этих народов к обретению собственной государственности.
ОБРАТИЛИСЬ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ
Вот лезгины - древний народ, коренные жители исторической Албании, о которых упоминали еще античные историки. Армянские авторы в средневековье даже называли все горные народы Кавказа лезгинами.
СТРАНА ЛЕЗГИН В СОСТАВЕ ДАГЕСТАНА БЫЛА ПРИСОЕДИНЕНА К РОССИИ ПО ГЮЛИСТАНСКОМУ ДОГОВОРУ. После подавления восстания имама Шамиля северная часть Лезгистана входила в состав Дагестанской области, а южные районы - в Елизаветпольскую и Бакинскую губернии. В 1921 году эти части исторической родины лезгин были подарены Азербайджану.
Дальнейшее нам также хорошо понятно: делалось все, чтобы изгнать лезгин из своей исторической родины и заселить эту территорию вчерашними кочевниками. Методы нам тоже хорошо известны. Отметим только один принципиальный момент - в 1936 году лезгины были объявлены некоренными жителями Азербайджана.
Освободительное движение лезгин никогда не затихало, и в 1989 году была образована организация «Садвал» («Единство»), поставившая перед собой задачу создания в составе России Республики Лезгистан, в которую должны были войти исконно лезгинские земли Южного Дагестана и Северного Азербайджана. В 1991г. на общенациональном съезде лезгинского народа, созванном «Садвалом», была принята Декларация «О восстановлении государственности лезгинского народа». От решений этого съезда лезгины не отступают и все эти годы продолжают свою освободительную борьбу.
Обратимся к событиям только текущего года. По данным разных СМИ, с начала года правоохранительные органы и МНБ Азербайджана провели в прилегающих к Дагестану районах ряд специальных мероприятий так называемого «антитеррористического» и «антиэкстремистского» характера, о масштабах и направленности которых дает основание говорить факт параллельных этим мероприятиям блокировок интернетсайтов этнических меньшинств АР.
Возможно, эти действия азербайджанских властей послужили последней каплей для появления в марте с.г. Обращения к президенту России Ассамблеи коренных народов Азербайджана (АКНА) и Движения национального возрождения «Алпан». В Обращении прямо говорится о «сложившейся взрывоопасной ситуации в Азербайджанской Республике».
«АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ РУКОВОДСТВО ИСПОЛЬЗУЕТ ИЕЗУИТСКУЮ СХЕМУ УНИЧТОЖЕНИЯ»...
Приведем несколько цитат из этого важнейшего документа. «С ПЕРВОГО ДНЯ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ УСТАМИ ПЕРВЫХ ЛИЦ Азербайджан объявил себя вторым государством единого турецкого этноса, начисто игнорируя факт наличия многих других национальностей в республике, по сути взяв на вооружение турецкую модель разнопланового тотального подавления и ассимиляции народов, попавших под их контроль. И это при том, что, в отличие от азербайджанцев, получивших данное самоназвание в 1936 году по искусственно выведенному географическому принципу, наши народы - истинные автохтоны этой земли, ранее имевшие свою государственность. ...
Руководство Азербайджана не гнушается в выборе самых разных методов по уничтожению коренных народов данного региона - лезгин, аварцев, талышей, татов, персов и др. От физической ликвидации активных общественных лидеров, интеллигенции и вплоть до фальсифицирования и приписывания пришлому тюркскому элементу исторического наследия лезгиноязычных этносов. С начала карабахского конфликта и по сей день Азербайджан использует иезуитскую схему уничтожения нашей молодежи, представленной на передовой в крайне непропорциональном количестве по отношению к численности населения страны. ...
С начала девяностых годов официальный Баку, используемый Турцией в качестве плацдарма по отрыву Северного Кавказа от России, проводит активную информационную политику в российских СМИ, пытаясь придать в глазах российской общественности лезгинскому движению по вос
становлению своих законных прав экстремистский характер. В Дагестане турецкие эмиссары уже не первый год ведут работу по подготовке автономно действующего подполья, через которое в ходе работы с населением проводятся попытки укоренить мысль об отрыве народов Кавказа от России. ...
Лезгины практически не имеют доступа во властные структуры. Недовольство бакинским режимом велико, поэтому лезгины севера Азербайджана с надеждой смотрят на Россию. У людей с каждым годом растут пророссийские настроения, популярна идея присоединения Южного Лезгистана к РФ, где каждому народу предоставлены практически все возможности для собственного воспроизводства и сохранения самобытности, чего нет и не намечается в Азербайджане. ...
Все вышеперечисленные акции террора по отношению к гражданам Азербайджана, сохраняющим свою идентичность и не желающим становиться турками, однозначно ведут к новому военному столкновению в регионе, но уже с участием сразу нескольких народов. Возможно, выходом из сложившейся ситуации было бы предоставление нашему народу самой широкой автономии в составе АР, но в случае с Азербайджаном, учитывая печальный опыт автономии в Нахичеване, это, скорее всего, не решит проблемы лезгин, а в конечном итоге приведет к еще одному бессмысленному автономному образованию без народа, для которого оно изначально будет создано. Мы настроены решительно в стремлении добиться справедливости, с поддержкой России или без оной, но наш народ в любом случае найдет выход из сложившейся ситуации в соответствии с нашими традициями».
С РОССИЕЙ ИЛИ БЕЗ НЕЕ
Комментировать можно каждую сроку Обращения, настолько оно содержательно и многозначительно. Однако в этом нет особой необходимости, ибо нам прекрасно известны нравы и образ действий азербайджанцев, что подтверждается ссылкой почти в каждом абзаце на армянский опыт, будь то Карабахская война или судьба Нахиджевана.
ОДНАКО НА ОДНУ ВАЖНЕЙШУЮ ОГОВОРКУ, ПРОЗВУЧАВШУЮ В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СТРОКАХ, хотелось бы обратить особое внимание, тем более что она прозвучала в Обращении к президенту России. Мы имеем в виду уточнение: с поддержкой России или без оной... Насколько помнится, такой решимости коренные народы Азербайджана прежде не демонстрировали.
Между тем вовсе остаться в стороне от разворачивающихся событий, несмотря на их парадоксальную противоречивость, России не удастся. В Обращении сообщается, что на севере Азербайджана проживают, по неофициальным данным, 800000 лезгин (официальная статистика приводит цифру в 157000). Среди них, как известно, наиболее популярна идея присоединения Южного Лезгистана к РФ.
Теоретически существуют и другие варианты, которые мы здесь не рассматриваем. Важно, что лезгинский народ, как следует из Обращения, категорически отвергает свое дальнейшее пребывание в составе Азербайджана и намерен отделиться от него, естественно, вместе с исторически принадлежащей ему территорией. Вероятно, лидеры лезгинского народа (мы используем эту обобщенную формулу для краткости, так как, по сути, речь повсюду идет обо всех лезгиноязычных этносах - удинах, цахурах, лезгинах, рутульцах, агулах, табасаранах, крызах, будугцах), вот уже более 20 лет ведущего национально-освободительную борьбу против азербайджанского ига и уже принесшего в этой борьбе бесчисленные жертвы, хорошо представляют как достичь этой желанной цели «с поддержкой России или без оной».
Между тем мы не случайно упомянули о парадоксальности и противоречивости протекающих в этом регионе процессов. До сих пор мы говорили о вполне естественном процессе борьбы национальных меньшинств Азербайджана за освобождение от азербайджанского ига и об этой борьбе можно рассказывать на тысячах страниц, но есть ведь и прямо противоположные процессы - действия самого Азербайджана не только по подавлению освободительных движений, но и дальнейшей азербайджанизации оказавшихся в пределах их досягаемости этносов и территорий. Речь идет, конечно, о территориях, пока еще не оказавшихся в составе Азербайджана. Методы давно известны и опробованы - заселение явочным порядком и параллельно «научное обоснование» своих экспансионистских претензий. То, что в Обращении интеллигентно сформулировано как «фальсифицирование и приписывание пришлому тюркскому элементу исторического наследия лезгиноязычных этносов».
К ЛЕЗГИНАМ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТАЛЫШИ
Это явление не новое. Еще в начале 90-х годов, когда лезгины впервые объявили о своих требованиях, Народный фронт Азербайджана заявил, что если лезгины предъявят территориальные претензии к Азербайджану, то они сделают то же самое в отношении Дагестана, ведь «территории Южного Дагестана до Дербента включительно - исконные азербайджанские земли». Более того, оказывается, «Дербент - жемчужина Азербайджана». НИКАКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ПОДОБНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ, ПОНЯТНОЕ ДЕЛО, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Единственный «аргумент» - компактное проживание азербайджанцев в этом регионе (в Дербенте - больше 20 тысяч), где лезгин свыше 300 тысяч. Однако, как известно, отсутствие фактов и аргументов никогда не останавливает азербайджанских ученых, всегда готовых нарисовать любой вариант собственной истории, благо ее никогда у них и не было. Уже, например, выдуман и изучается «дербентский диалект азербайджанского языка» и другие подобные «неоспоримые» научные обоснования.
Проблема Дербента столь важна, что ей уделил десятки страниц в своих «трудах» видный российский пантюркист Мурад Аджи. Объявив, что в истории существует «белое дербентское пятно», он заполняет это «пятно» пантюркистскими фантазиями вселенского масштаба. Так, по Аджи, «тюрки основали Кавказскую Албанию - первое тюркское государство в западном мире...» «Дербент - духовный центр тюрков...» «В Дербенте албанцы учили европейцев вере в Бога Небесного... Ибо где же был рукоположен Просветитель Григорий - первый священник в христианском мире? В Дербенте» и т.д. и т.д. Кстати, сотни и тысячи подобных открытий Аджи заново «открывают» и «тюркизируют» и всю историю Армении. Но сейчас мы говорим об извращении и фальсификации истории лезгинского народа и его исконной исторической территории.
Безусловно, при развитии событий в желанном для азербайджанцев направлении вмешательство руководства России станет неизбежным. Эпическое спокойствие, с которым оно взирает на массовое распространение в стране откровенной пантюркистской литературы типа творений Аджи (к тому же отрицающей существование русской истории и вообще русского народа), тогда вряд ли покажется оправданным.
Да и сегодня уже дело не в литературе. До апреля с.г. начальником управления по делам культуры, печати и религии администрации Дербента был некий азербайджанец Гусейнов. Этот Гусейнов, проводивший откровенную политику азербайджанизации края, любил повторять «азербайджанцы Дербента - не диаспора, а титульный народ». Запрещал, например, празднование в городе Дня лезгинского народного эпоса «Шарвили». И неудивительно, что когда и.о. главы администрации Дербента был назначен Имам Яралиев, известный как убежденный защитник национально-культурных интересов и прав лезгин, то одним из первых его намерений было увольнение с должности Гусейнова. Однако до сих пор сделать это ему не удается. Конечно, этот эпизод - одно из частных проявлений того непримиримого глобального этнополитического противостояния, о которых речь шла выше. Свидетельством этого стала следующая информация:
«ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ТАЛЫША ПОДДЕРЖИВАЕТ ОБРАЩЕНИЕ ЛЕЗГИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Лидер ДВТ Фахраддин Абосзода заявил: «Это очень своевременный и решительный шаг наших лезгинских братьев! Надеюсь, президент Российской Федерации Д.А. Медведев не оставит без внимания данное Обращение и, на фоне стремительно изменившейся геополитической ситуации вокруг Южного Кавказа, предпримет необходимые меры, отвечающие интересам и наших народов, и интересам самой России.
Мы уверены, что никакая автономия не в силах решать проблемы коренных народов этой многострадальной земли. Историческая справедливость должна быть восстановлена. Каждый из наших народов имеет право жить в составе своего государства, чтобы сохранить свою самобытность и развиваться дальше. Движение за возрождение Талыша выражает полную солидарность с нашими братьями. Только сообща мы можем добиться своей мечты!» Напомним, что талышей на своей исконной территории, оказавшейся в составе Азербайджана, проживает около 1,5 млн.
следующая статья