Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ТРЕТИЙ (2008- 2011)   >   2009   >   ФАРИСЕЙСТВО СКВОЗЬ 20 ЛЕТ, 14 ноября

ФАРИСЕЙСТВО СКВОЗЬ 20 ЛЕТ

Левон Тер-Петросян выступил перед активом АНК, с нетерпением ожидавшим от него изложения четкой программы дальнейших действий возглавляемой им оппозиции. Однако и на этот раз Л.Т.-П. обманул ожидания своих последователей, не дав, как разочарованно пишет оппозиционная пресса, ответа ни на один волнующий их вопрос. «Мое выступление не программное, а разъяснительное», - с самого начала предупредил он собравшихся на закрытую встречу.

ЧТО ЖЕ «РАЗЪЯСНИЛ» СВОИМ СОРАТНИКАМ Л.Т.-П.? В принципе в его выступлении не было ничего: то, что он сказал относительно необходимости смены власти, действий президентов Кочаряна и Саргсяна, даже неприемлемости армяно-турецких протоколов (точнее, одного их пункта - о создании комиссии историков), сказано и пересказано множество раз. То, что он сказал о своих взглядах на национальные проблемы, тоже давно известно, однако сделанные на сей раз разъяснения по этому вопросу никак нельзя считать излишними. Ибо наконец-то первый президент Армении Левон Тер-Петросян откровенно и вслух сказал о своем отношении к главным вопросам национальной жизни и истории, к Армянскому вопросу и национальной идеологии. Скажем коротко: на наш взгляд - а он не отличается от позиции армянского народа по этим вопросам на протяжении столетий - армянин так, как Л.Т.-П., думать и чувствовать не может, не должен и просто не имеет права. А говорит он, к примеру, следующее: «Ай Дат или Требование - идеология, подобающая нации, лишенной государства. Нация, имеющая государство, должна руководствоваться совершенно иными категориями. Настало время наконец понять, что в политике и правоведении не существует понятия «историческое право» и нельзя говорить с миром на этом языке, чтобы не оказаться в положении невменяемого. Все равно тех, кто понимает этот язык, нет и никогда не будет»...

Спорить с Л.Т.-П. не имеет смысла: ведь речь идет не просто о какихто частных взглядах, речь идет о глубинной армянской ментальности и отрицающей ее идеологии, о глобальном противостоянии армянского народа и его недругов... Этот спор ведется уже веками и тысячелетиями, и по большому счету сегодня здесь спорить не о чем... Вопрос стоит, как, впрочем, и всегда, иначе: кто - кого?

Между тем выступление Л.Т.-П. ставит вопросы пусть и не новые, но важнейшие. В том числе и такой. Не секрет, что эти взгляды сформировались у Л.Т.-П. как минимум до начала Карабахского движения, во всяком случае уже в первые годы независимости он убежденно говорил о «ложности» национальной идеологии и активно объединял вокруг себя антинациональных единомышленников. И уже тогда, даже в 1989 году, о его гнилой сущности догадывались и говорили вслух, если им давали говорить, наиболее прозорливые.

И ПОЭТОМУ МЫ СПРАШИВАЕМ У ЛЮДЕЙ, ВОСХИЩАЮЩИХСЯ «ИСКРЕННОСТЬЮ» И «СМЕЛОСТЬЮ» ПОСЛЕДНЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ Л.Т.-П., И У НЕГО САМОГО: почему он в те годы, изначально мечтая о захвате власти, не говорил перед народом так же искренне и смело? Почему он тогда позволял себе, обманывая доверившийся ему народ, демагогически спекулировать на этой самой внутренне отвергаемой им идеологии и идеалах? Не потому ли, что народ, который тогда растерзал бы его за подобные речи тут же на площади, еще надо было в соответствии с давно предложенными технологиями разорить голодом, холодом и мраком, лишить средств к существованию, человеческого и национального достоинства, обессилить физически и разложить морально, сократить в числе прежде всего за счет активнейшей и дееспособной его части, чтобы, как это делает сегодня Л.Т.-П., безбоязненно призывать его к отступничеству и отказу от собственной идентичности, к добровольному принятию подлых целей, которых враги армянского народа не могли достигнуть ни силой, ни даже физическим уничтожением. К тому состоянию, которое в том же выступлении он лицемерно характеризует как «огромная индифферентная масса» и сетует на то, что «от притесненного своими же властями, лишенного прав, угнетенного и обреченного влачить существование народа нельзя ждать патриотической вспышки».

Конечно, момент для саморазоблачения выбран не случайно, наверняка здесь сыграли роль самые различные причины, причем не одна. Однако нельзя не согласиться с теми, кто справедливо считает, что так говорить мог только человек, окончательно разорвавший со своим народом и уже не надеющийся когда-либо получить его поддержку.

Пока же процесс изоляции Л.Т.-П. от народа, вызванный его выступлением, уже бурно протекает в рамках созданного им же конгресса.

следующая статья