Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1997   >   ИСТИННЫЕ ВИНОВНИКИ ИЗВЕСТНЫ, 11 ноября

ИСТИННЫЕ ВИНОВНИКИ ИЗВЕСТНЫ

«Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей.» (Иеремия, 22:10)


Проблема эмиграции остается в центре внимания общественности и прессы. И хотя достоверная официальная статистика все еще отсутствует, в последнее время все чаще звучат оптимистические нотки по поводу увеличения потока возвращающихся в Армению.

НАСКОЛЬКО ЭТОТ ОПТИМИЗМ обоснован, в отсутствие той же статистики судить трудно. Не подтверждают его и наши собственные наблюдения. Что же касается отъезжающих, то, возможно, число их и снизилось (нельзя же всерьез полагать, что он иссякнет только с полным исходом населения страны), но, думается, прогноз экспертов ООН на ближайшие годы – 50 тыс. человек в год – может оказаться и верным. Это, конечно, меньше, чем в прошлые годы, но есть тут повод для оптимизма? Нет, конечно, и любая попытка преуменьшать или замалчивать всю остроту этой национальной трагедии – преступна. Истина эта, казалось бы, не нуждается в подтверждениях, но для тех, кто сознательно вводит общество в заблуждение или по наивности надеется, что все само собой образуется, приведем точные данные из косвенного источника, раскрывающие, вероятно, самый страшный аспект эмиграции – детский.

По официальным данным, опубликованным в газете «Аравот», летом нынешнего года только из 49 школ Еревана забрали свои документы и выехали в другие страны 848 учеников. Если учесть, что в Ереване 191 школа, то общее число покинувших страну школьников столицы составит приблизительно 3400. И это цифра, повторяем, только по Еревану. Тот же источник сообщает, что 65% уехавших из страны школьников – ученики 4-8 классов.

ТО, ЧТО ЭТАЦИФРА В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ вряд ли будет иметь тенденцию к снижению, объясняется тем простым обстоятельством, что уже наступил период, когда уехавшие 3-4 года назад на «временные» заработки отцы семейств сегодня уже обустроились на новом месте (главным образом в России), убедились, что в Армению возвращаться нет смысла, и теперь вывозят свои семьи, в том числе и детей.

Сколько таких? Трудно сказать точно, но Доклад ООН о развитии человека за 1996 год свидетельствует, что из 676,7 тыс. эмигрировавших из Армении в 1991-1995 гг. 66% составляли одинокие (не в смысле холостые) мужчины трудоспособного возраста. Это и житейски понятно.

Приблизительно схема такова: отец семейства один уезжает в неизвестность, начинает зарабатывать немного и от этого немного определенную часть пересылает семье - благо, жизнь в Армении намного дешевле, чем, скажем, в Москве. Затем, прочно обосновавшись на новом месте (в той же Москве, по некоторым исследованиям, на это необходимо 3-4 и больше лет), вывозит туда и семью.

Мы не будем даже пытаться производить дальнейшие подсчеты: уточнять, по общему мнению, заниженные цифры экспертов ООН, прибавлять к ним уехавших после 1995 года, прибавлять к числу уехавших школьников детей дошкольного возраста и т.д. Предоставим это грустное занятие читателям.

НО ВОТ ЕЩЕ ОДНА ЦИФРА из социологического опроса, проведенного в Москве А.Манасян и Ю.Погосяном («Айоц ашхар», 30-31 октября). По их данным, 60% состава уехавших из Армении семей – дети школьного и дошкольного возраста.

КСТАТИ, В ЭТОМ ЛЮБОПЫТНОМ ОПРОСЕ содержится и такая «радостная» информация. Оказывается, у большинства армянских детей-эмигрантов в Москве отсутствует чувство инонациональности, они активно общаются со своими сверстниками других национальностей. И только 20% детей проявляют скованность и избегают общения. Нет у них и каких-либо трудностей в пользовании системой образования, большинство бесплатно посещают детсады, все они обеспечены учебниками, занимаются спортом, музыкой и т.д. Естественно, огромное большинство получает образование на русском языке. При всем этом, печально констатируют авторы, «эмиграция содержит в себе тот неизбежный феномен, который называется утратой Родины (национальных традиций, языка, обычаев и т.д.)». И вывод: «Спустя годы у родителей возрастает желание вернуться на Родину, а дети, выросшие в русской среде и получившие русское образование, вряд ли будут испытывать внутреннее стремление вернуться на Родину». Так оно, к несчастью, и будет.

И ЕСЛИ ПОДСЧИТАТЬ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УВЕЗЕННЫХ ИЗ СТРАНЫ ДЕТЕЙ ЕЩЕ МОЖНО, если демографы еще могут под
считать, как скажется массовый отток подрастающего поколения на демографическом облике Армении спустя многие десятилетия, если можно представить в общих чертах тот колоссальный ущерб, который будут нести экономика, интеллектуальный потенциал, обороноспособность и все остальные важнейшие сферы жизни Армении, то кто возьмется подсчитать цену самого дорогого – потерю не только для страны, но и для нации армян, цену изломанных человеческих судеб?

Дети эмигрируют не сами, их вывозят родители. Но кто сегодня возьмется обвинять в этом родителей, которые и сами вынужденно «избрали» судьбу беженца и покинули Родину? И кто завтра возьмется обвинять увезенных сегодня детей, если они, повзрослев и став самостоятельными, не вернутся на утраченную Родину? Истинные виновники известны уже сегодня.