Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   2000   >   ПЕРЕМЕНА СЛИШКОМ ЗАТЯНУЛАСЬ. ПОРА В КЛАСС, 31 августа

ПЕРЕМЕНА СЛИШКОМ ЗАТЯНУЛАСЬ. ПОРА В КЛАСС

За несколько дней до начала учебного года, как и всегда, закончились вступительные экзамены в государственные вузы. Цифры объявлены, сделаны официальные выводы. Однако если взглянуть на все происходившее в эти дни и предшествовавшие месяцы объективным и трезвым взглядом, то неизбежно приходишь к единственному и главному выводу: тот нездоровый ажиотаж, который сопровождал вступительные экзамены и этого года, лишь подтвердил давно известное - наша система образования тяжело больна.

Все те «негативные явления», которые были присущи советской средней и высшей школе эпохи застоя, стали циничной и открытой нормой.

Все те благие надежды, которые были связаны лет 15 назад с перестройкой системы образования, рассыпались в прах.

Конечно, каково государство, общество - такова и система образования. И если вокруг все разрушается - и материальные, и моральные ценности, - то было бы невероятным, чтобы не была разрушена, причем в первую очередь, и система образования. Тем более что она разрушалась не стихийно, не сама собой, а последовательно и целенаправленно.

Вспомним, нынешние абитуриенты - это дети, пошедшие в школу в 1990 году. А чего только не пришлось перенести школе за эти 10 лет! Громогласные и совершенно идиотские призывы к немедленному заимствованию организационных моделей, методик и методов обучения, якобы успешно оправдавших себя на Западе, антинациональные и дилетантские «блеяновские» реформы, безоглядная и непродуманная революционная «арменизация» «русских» школ, в результате которой они стали на долгое время не «русскими», не «армянскими», а просто никакими, разовая насильственная акция Вано по замене директоров сразу 80 ереванских школ на «своих», зачастую совершенно случайных людей, не говоря уже о хорошо памятных кошмарных условиях, в которых проводились, а месяцами и не проводились, занятия в школах, отсутствии минимального финансирования по сегодняшний день - все это подрубило под корень нашу среднюю школу.

В результате школа перестала выполнять свою главную и единственную функцию - образование и воспитание молодого поколения нации. Для многих детей она стала местом бессмысленного времяпрепровождения и непосильных поборов. Как следствие - огромный отсев учащихся, особенно на рубеже 8 и 9 классов. Для тех же, кто хотел получить хоть какие-то знания и имел для этого средства, оставался один путь - репетиторство, которое стало узаконенной системой образования, альтернативной школьной, но действующей зачастую в стенах школы.

Мы привыкли воспевать подвижнический труд учителя. И по праву. К сожалению, сегодня приходится делать это с большими оговорками. Учителя, лишенные минимального внимания и заботы государства, озабоченные, как и остальное население страны, в первую очередь собственным физическим выживанием, практически вынуждены были восполнять недоданное государством поборами со своих учеников. Но со временем «рыночные отношения» вытеснили все виды других традиционных отношений в школе. Многие наши учителя не смогли противостоять соблазну и, уже не удовлетворяясь обеспечением своего «прожиточного минимума» (что само по себе уже аморально) , встали на путь откровенного вымогательства - в виде прямых взяток или «дополнительных занятий» со своими же учениками - причем не только с имущих, но поголовно. В результате многие нынешние абитуриенты, вероятно, и представить себе не могут иных отношений и порядков в школе, кроме «рыночных», и даже не предполагают, что истинная цена отметки - знания, а не доллар.

Вступительные экзамены этого года подтвердили то несомненное обстоятельство, что общий уровень выпускников нашей школы продолжает неуклонно падать. Об этом свидетельствует прежде всего высокий процент неудовлетворительных оценок. Но это лишь один аспект проблемы: в конце концов определенная часть абитуриентов благодаря желанию учиться, занятиям с репетиторами овладевает тем объемом знаний, который необходим для получения проходных баллов. Но эти знания (прежде всего в области точных наук) строго ориентированы на требования, предъявляемые всевозможными тестами. Судить по ним об общей образованности наших выпускников невозможно.

Единодушное же мнение всех имевших отношение к вступительным экзаменам специалистов заключается в том, что положение здесь сложилось катастрофическое. Приводимые ими примеры ответов на самые невинные вопросы по истории, литературе, географии ошеломляют. Речь даже не о незнании каких-то отдельных фактов или имен, например Мовсеса Хоренаци или Арама Хачатуряна, речь о полном отсутствии систематического гуманитарного, национального образования и воспитания вообще. Надеяться на то, что оно в какой-то степени будет восполнено в вузах, не приходится. Время упущено, да и ситуация в вузах в этом смысле мало отличается от школьной.

Пролетят годы, всего десяток лет, и управление страной перейдет в руки нынешних абитуриентов. И уже сегодня необходимо задуматься, в чьи руки мы передадим судьбу страны, как будут управлять страной люди, лишенные национального самосознания и образования, по большому счету вообще невежественные и бездуховные, в лучшем случае руководимые знаниями и советами из компьютера. А ведь им вряд ли придется управлять благополучной страной, ведь еще долго придется вытаскивать Армению из того бедственного состояния, в котором она оказалась сегодня, ведь еще придется приложить колоссальные усилия для того, чтобы Армения стала такой, какой мы мечтаем ее видеть.

Радикальную реформу системы образования необходимо начинать немедленно. Нет большей ошибки и преступления, чем надеяться, что вот, мол, создадим нормальное государство, а там уж начнем создавать нормальную школу. Такое в принципе невозможно: только нормальная школа может создать нормальное государство. Бисмарк, великий государственник, по этому поводу писал: «Германию создал прусский школьный учитель». Иначе говоря, Германия была создана сначала в виде национальной идеи в головах молодежи, и лишь потом - как политическая реальность.

Так что, если мы действительно озабочены будущей судьбой нашего государства и нации, нужно осознание исключительной роли школы в созидании этой судьбы, нужна политическая воля руководства страны и всех политических и общественных сил, нужна глобальная перспективная программа, нужны сильные и государственно и национально мыслящие личности, способные реализовать эту программу. Нужны, конечно, и значительные средства.

Но на реформу системы образования деньги должны найтись. И они есть. Достаточно вспомнить, какие миллионы крутятся сегодня вокруг этой системы, оседая в карманах нечистоплотных людей. Нужно сделать так, чтобы эти миллионы были направлены в саму систему. Система образования должна избавиться от рыночных отношений, корыстолюбивых и безграмотных чиновников и учителей. Школа должна вернуться к своей основной функции - образовывать и воспитывать. Если мы этого не можем или не хотим сделать, тогда все разговоры о достойном будущем нашей страны - иллюзии и обман.

Возможно, обобщая негативные процессы и явления, присущие нашей системе образования, мы несколько сгустили краски и невольно оскорбили чувства отдельных замечательных учителей или абитуриентов. Что ж, если несправедливо обиженных окажется много, мы будем только рады. Ведь они - наша надежда, залог успеха тех перемен, к которым мы призываем.

С новым учебным годом!

следующая статья