...А НЕ ВЕРЕВКА НА ШЕЕ АРМЯНСТВА
Мечта о восстановлении независимой государственности стала неотъемлемой частью армянской национальной идеи буквально со дня ее утраты. Иначе и быть не могло: ведь только независимое государство дает возможность нации самой решать свою судьбу, ведь только армянское государство (а армянское государство не могло не быть национальным, ибо армяне, в отличие от своих соседей, никогда не претендовали на территории, заселенные не армянами) способно обеспечить сохранение, безопасность, развитие и расцвет армянской нации.
Иначе говоря, если для армян, как и для любой нации, высшей и абсолютной ценностью является сама нация, а государство - лучшим и практически единственным инструментом ее сохранения и развития, то армяне, прилагая героические усилия к сохранению национальной идентичности в рамках чужих государств (как под игом захватчиков на собственной территории, так и на территориях государств, находящихся в самых разных концах мира) , просто не могли не добиваться восстановления собственной независимой государственности. Ибо судьба наций, не обладающих независимой государственностью, и их исконных территорий известна.
Эти вынужденно схематично изложенные здесь соображения кому-то могут показаться банальными, но, на наш взгляд, сегодня, в День независимости, есть смысл еще раз вспомнить, что независимость - не самоцель, не просто право иметь своего президента, флаг и герб или состоять членом ООН и других международных организаций, что вполне может тешить национальное тщеславие, а, повторим, возможность самим решать собственную судьбу, судьбу нации, сохранять, оборонять, приумножать и развивать ее, в конце концов - возможность выполнять возложенную на нее Богом миссию.
Оценивая с этой точки зрения, а иных критериев просто нет, существование Первой Республики Армения в 1918-1920гг. и деятельность ее руководства, мы, несмотря на какие-то допущенные и тем более приписываемые ему ошибки, не можем не признать, что она и по смыслу, и по целям своего существования была истинно независимым армянским национальным государством.
И слава богу, не оправдались худшие опасения Ованеса Туманяна, который в 1918 году, когда независимость, за которую боролись столетиями, становилась реальностью в исключительно неблагоприятных условиях, в своих тетрадях записывал, казалось бы, немыслимые для него и армянского интеллигента вообще строки: «Да, независимость - хорошая вещь. Об этом и говорить не стоит. Но если сам армянский народ физически, финансово, нравственно не способен защитить свою независимость и ни одно государство не берет на себя его покровительство и защиту - что поделаешь? Не хотим! Если независимость может стать удушающей веревкой на шее армянства - не хотим!»
Условия, в которых обретала независимость Третья Республика - физическое, финансовое, нравственное состояние армянского народа, - не шли ни в какое сравнение с трагическими месяцами и днями, предшествовавшими возникновению Первой. Тем не менее мудрое предостережение великого армянина не утратило своей актуальности.
Параллельно процессу формирования внешней атрибутики независимой государственности - принятию Декларации, проведению референдума, избранию президента, вступлению в международные организации - стали очевидными как минимум, три фактора, препятствовавшие исполнению новосозданным государством исторически возложенных на него функций: 1) государство тут же было приватизировано кучкой пришедших к власти людей, превративших его в инструмент собственного обогащения и, соответственно, обнищания огромного большинства граждан; 2) независимое армянское государство целиком и полностью формировалось и строилось по заготовленным где-то схемам и проектам и под непосредственным контролем различных международных организаций; 3) эти беды усугублялись еще одной, возможно, роковой: власть в независимом армянском государстве оказалась в руках собственных антинациональных сил. И только сложившийся в веках высочайший уровень национального самосознания, переживавшего с 1988 года уникальную по мощи пассионарную вспышку, да небезосновательные опасения власти обнаружить до времени свою подлинную сущность позволили армянской нации фактически впервые в новое время использовать по назначению собственную независимую государственность, применив ее в качестве инструмента в достижении общенациональной цели - собирания земель и освобождения Арцаха.
Второй этап совсем еще короткой истории Третьей Республики, берущий начало со свержения антинационального режима в 1998 году, безусловно, существенно отличается от первого. Пришедшие к власти силы сумели совершить крутой поворот к приданию молодой нашей государственности национального облика прежде всего своими действиями в сфере внешней политики, в направлении международного признания Геноцида и особенно - сближения со Спюрком, что особенно важно - ведь свою функцию независимого армянского государства оно сможет полноценно выполнить, лишь став государством всех армян.
Вместе с тем два первых перечисленных выше фактора продолжают свое разрушительное действие: опять и почти та же кучка людей, узурпировавших наше общее национальное достояние - армянскую государственность и ее механизмы, продолжает использовать ее в антинациональных целях: беззастенчиво и безнаказанно разорять страну и народ, создавая атмосферу всеобщего недовольства и отчаяния, побуждающую армян покидать Армению.
С другой стороны, органы государственной власти и отдельные государственные служащие, находящиеся на содержании у народа и получающие вполне приличную и даже просто неприличную по нашим меркам зарплату, подчиняясь давлению извне и не будучи в состоянии противостоять соблазну предлагаемых грантов и кредитов, по сути, обыкновенных взяток, продолжают принимать законы и решения, несущие в себе очевидную угрозу национальной безопасности, имея в виду как раз безопасность нации и сохранность ее традиционных институтов и ценностей. Примеров - тьма и во всех без исключения областях (напомним только об обсуждаемых в последние дни решениях об отсутствии указания национальности в метрике или отправке армянского контингента в Ирак).
Армянское независимое государство не может, вопреки своему предназначению, действовать или принимать решения, противоречащие интересам армянской нации. Нация в свою очередь не может допустить, чтобы кто-то пытался превратить независимость «в удушающую веревку на шее армянства».
следующая статья