Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2007   >   «ВРЕМЯ ВДОХНУТЬ ВЕРУ», 25 мая

«ВРЕМЯ ВДОХНУТЬ ВЕРУ»

15 мая 1952 года Гарегин Нжде (Гарегин Тер-Арутюнян), содержавшийся в то время во внутренней тюрьме МГБ Еревана, направил министру госбезопасности Армянской ССР А. С. Корхмазяну письмо, поражающее нас (впрочем, как и все, что делал этот великий армянин), своей дерзостью.

Представим: 68-летний, осужденный на 25 лет тюремного заключения (прошло всего 4) , больной целой кучей тяжелейших заболеваний Нжде пишет министру госбезопасности большевистской Армении о необходимости отметить 28 мая - День восстановления независимости Армении. Сумасшедший? Наивный идеалист? Нет, конечно. Просто Нжде - человек, всегда и в любой ситуации, в любом качестве - военачальника, идеолога, публициста или заключенного - остающийся преданным своим идеалам и принципам: Нация и Родина превыше всего. Таким он остался до конца своей жизни, общаясь в последние 10 лет со следователями СМЕРШа, сотрудниками госбезопасности, тюремными надзирателями.

Сегодня, когда мы в независимой Армении свободно отмечаем праздник восстановления нашей независимой государственности, пусть даже стыдливо называемый Днем Первой Республики, самое время перечитать письмо Нжде, актуальность которого очевидна и сегодня. Предлагаем читателям «ГА» отредактированный нами перевод этого письма на русский язык, опубликованный в книге Ваче Овсепяна «Гарегин Нжде и КГБ».

Министру Госбезопасности Армянской ССР

I. С радостью и удивлением прочел о праздновании 75-летия освобождения Румынии и поздравительную телеграмму в этой связи маршала Сталина. Нынешнее румынское правительство, возглавляемое коммунистической
партией, празднует годовщину восстановления румынской государственности. Так поступает каждый уважающий себя цивилизованный народ. Это событие побудило меня обратить Ваше внимание на вопиющую несправедливость, по каким-то причинам продолжающую свое существование.

Взявшее на себя ответственность за судьбу армянского народа правительство Советской Армении не поступило так, как поступили нынешние власти Румынии. Оно из политического календаря Армении исключило День восстановления армянской государственности.

Поступать так - значит, не сознавать историческую реальность и действовать против справедливости. Не отмечать праздник армянской государственности лишь по той причине, что другая партия отмечает этот праздник вне Армении, это и несерьезно, и несправедливо.

Восстановителем независимости Армении является армянский народ, а не та или иная партия. Родина - вечная категория. Хозяином ее являются не только ныне здравствующие армяне, но и все те поколения, которые приходили и уходили, как и те, которые еще должны прийти и уйти и что-то добавить к тому, что достигнуто ими всеми сообща, - тому, что называется Родиной.

Ошибочно и несправедливо отождествлять «Дашнакцутюн» с поколениями армян досоветского периода и их борьбой за свое освобождение.

Борьба армян за свою независимость не является уделом только XIX века, она прошла свои долгие и трудные подготовительные периоды. Никакая партия не может считать своей заслугой зарождение той многовековой борьбы, которая привела к битвам Каракилиса и Сардарапата, в результате которых родилась Республика Армения. Можно, конечно, критиковать ваших предшественников, критиковать их ошибки, проводившуюся политику, однако выбросить из истории ее органическую часть, ее самую трагическую и героическую страницу, которая сделала реальностью восстановление армянской государственности, даже запрещать упоминать о ней в текущей истории, в литературе и публицистике - это несправедливо.

Такая политика, огорчая зарубежных армян, радует только турок, нынешнего ярого врага Советского Союза.

II. Давно уже определенные европейские страны, а в последнее время и Соединенные Штаты, усиливают пантюркистские устремления турок против Советского Союза.

Эти государства своей протурецкой политикой заняли по существу открытую враждебную позицию в отношении Армении и армян. И пока существует стремление использовать турок против Советского Союза, будет сохраняться также антиармянская политика известных сил.

Имеются серьезные основания признать опасность этого устремления, которое будет жить и внедряться среди турок по следующим причинам:

1. Турция не принадлежит к числу тех государств, которым дано вести независимую политику.

2. Для Турции и ее союзников Советский Союз не только угроза коммунизма, но и «мощная русская сила», которая в равной степени беспокоит Запад и Америку.

3. «От русских дорога на юг, по мнению турок и их политических советников, проходит по территории Турции, а пантюркистская дорога - через территории Армении - на Кавказ, Крым, Среднюю Азию и Поволжье», - сообщает Миллер в своем труде, изданном Академией Наук СССР.

Поэтому турки, которые мечтают видеть под своей крышей все тюркские народы, не могут быть с Советским Союзом. По этой же причине армянский народ не может жить в рамках государственности без могучего друга - русского народа, его плеча.

Даже кемализм не был свободен от пантюркизма. Еще при Кемале турецкая интеллигенция пересматривала вопрос взаимоотношений новой Турции с родственными им и единоверными народами. И приняли ту точку зрения, что кемалистская Турция не может быть безразличной к судьбе магометан.

Не надо забывать, что памятник, сооруженный в Анкаре Кемалю, символически отображающий завоевательские устремления турок, смотрит на восток, на Армению, Закавказье.

С помощью ложной дружбы турки удостоились «громадной помощи, которую оказала Советская страна турецкому народу в его борьбе за независимость» (Советская книга, N2, 1949г.). Это же кемалистское движение, по свидетельству самого Кемаля, «согласуется с высшими интересами Европы и Америки» («Путь новой Турции»).

Фиктивная дружба - вот в чем гениален турок. И благодаря именно этому свойству ему удается непроницаемую, неподкупную Европу обмануть своей внешней покорностью.

В 1914г. турки, чтобы выиграть время, предложили России союз и в эти же дни приняли два германских броненосца внутрь Дарданелл.

В 1920г. на Съезде народов Востока ярый пантюркист Энвер, целуясь с Зиновьевым, метал молнии против армянских «националистов», а немного спустя пытался всю тюркскую нацию поднять против Советского Союза.

Затем неблагодарный жест турок в Монтре (где был подписан международный договор о статусе Черноморских проливов, невыгодный для СССР. - Ред.).

Затем их стремление во время последней войны иметь пользу от всех будучи врагом всех - вот он турок, бесчеловечное поведение которого передается наследственно в фольклоре следующим образом: «Встретил змею, ищи кулак гяура и им разбей ей голову. Кто бы кого ни убил: гяур змею или же змея гяура - в обоих случаях польза исламу».

Таков примитивный этнический турок. По Людендорфу, турок в силу своих низменных черт психологически неспособен быть сподвижником, делать общее дело. Вот мнение графа Паскевича, которого бессмертный Пушкин увековечил в Арзрумских материалах: «Вот каковы турки, никогда нельзя им доверяться».

Турецкая «демократия» - по существу, ничего подобного не существует в Турции. В этой проклятой стране не нашелся ни один интеллигент, который не то что протест, хотя бы соболезнование выразил по поводу армянской резни.

Сегодня в Турции руль государства находится в руках так называемой «демократической партии», которая тоже охвачена «ненавистью к Советскому Союзу и преклонением перед иностранным золотом» («Советская книга», ibid). Таким был турок, таков он и сегодня - одинокий в своей надменности, преступный, неблагодарный, именем которого Ленин своих внутренних противников называл - «внутренний турок».

III. Я противник непризнания восстановления армянской государственности со стороны Советского Союза. Хочу верить, что это результат заключенного между Советским Союзом и Турцией в год советизации Армении договора «О дружбе и братстве», который создал новую реальность, столь выгодную для Турции и только для турок.

Однако сегодня, когда между временем заключения упомянутого договора и современным миром образовалась непреодолимая пропасть, когда политический мир изменился до такой степени, что турок даже не нуждается в демонстрации ложной дружбы, сегодня не признавать День восстановления армянской государственности значит, облегчить дело врагов Советского Союза.

Пока существовал известный союз, непризнание исторической даты 28 мая со стороны некоторых армян в некотором смысле считалось как бы дипломатическим актом. Сегодня, когда этот союз распался, когда Турция буквально дышит антирусской враждой, с сегодняшним вашим непризнанием этого факта трудно соглашаются армянские патриоты.

Время требует вдохнуть в армянские колонии веру в то, что после распада союза между СССР и Турцией отношение Советского Союза к Турции и армянскому населению претерпело изменение.

Тем самым Вы рассеете годами сложившееся мнение о том, что Советский Союз против не только дашнаков, а вообще небольшевистских армян. Это необходимо также для успеха начатого нами совместного дела.

Это еще больше необходимо в целях самозащиты нашей страны - чем выше боевая активность народа, источника его вдохновения, тем воинственнее его национальное достоинство и чувство самоуважения, столь патриотичен и мужествен он.

Гражданин министр!

В День армянской государственности мы, живущие в Спюрке армяне, каждый год в странах своего проживания напоминаем о пользе борьбы с бесчеловечной политикой, которой верна христианская Европа, часто забывавшая об опасности нашего существования.

В этот день, день справедливой ненависти армян к туркам, мы отдаем дань благодарности и уважения русскому солдату, от ударов которого до 1918г. пошатнулся турецкий вояка, с которым пришлось померяться силами в Каракилисе и Сардарапате.

Советский Союз должен изменить свою линию по отношению к великому делу армянского народа, которое родилось в мировой истории в жестоких условиях в то время, когда в нашей стране царили голод, эпидемия и трагедия одиночества.

Я сказал правду: с этической точки зрения нехорошо не говорить то, что называется правдой. Меня в данном случае говорить правду обязывает также патриотическая озабоченность в интересах Армении, которая выгодна и для Советского Союза.

Я сказал правду, возможно, горькую, но правду. Напомню слова маршала Сталина. «Не дай бог, если мы заразимся болезнью боязни правды - какой бы она ни была горькой».

                                                                                                                                          Г. ТЕР-АРУТЮНЯН 15 мая 1952г.

                                                                                                                                              Подготовил Левон МИКАЕЛЯН 

следующая статья