Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2008   >   БЕЗ ШУМА, 30 августа

БЕЗ ШУМА

Президент рассердился... Вероятно, такое случается нередко, но на этот раз все мы имели возможность наблюдать “разнос”, который он устроил руководителям Налоговой службы. Тут же последовали оргмеры. Если прежде демонстрация подобных телесюжетов с участием президента или премьер-министра воспринималась как своеобразные пред- или поствыборные пропагандистские “шоу”, то теперь прозрачность действий и решений властей побуждает к серьезным размышлениям.

Система против системы

В последние годы нас постоянно информируют: собираемость налогов увеличивается невиданными темпами. Достоверность этих сообщений подтверждается конкретными цифрами и, что самое главное, резким увеличением отчислений из бюджета в культуру, образование, социальную и другие наиболее уязвимые сферы. Однако продемонстрированная нам неудовлетворенность президента состоянием дел свидетельствует, что даже эти благотворные перемены не являются достаточными. По двум причинам: во-первых, собираемые средства не позволяют правительству в полной мере реализовать объявленные программы экономического и социального развития страны и, во-вторых, даже самые поверхностные расчеты показывают, что объем “тени” все еще недопустимо значителен. Между тем страна крайне нуждается в положительных сдвигах, в частности, в социальной сфере.

Однако важная особенность таких стран, как сегодняшняя Армения, не имеющих растущего производства, природных богатств и других подобных возможностей увеличения бюджета и к тому же погрязших в коррупции, грубо говоря, состоит в том, что для того, чтобы кому-то что-то дать, нужно у кого-то это самое что-то отобрать.

У кого отобрать? Естественно, у тех, у кого есть что отбирать. А это в первую очередь наши капиталисты, крупные предприниматели, так называемые олигархи. Здесь следует особо подчеркнуть, что, хотя большинство этих олигархических капиталов нажиты не вполне законным путем, мы имеем в виду исключительно законные способы привлечения их капиталов к пополнению государственного бюджета. А, как известно, наиболее простым и эффективным из этих способов является сбор налогов. Безусловно, вполне возможны и такие методы, как пересмотр итогов грабительской приватизации или ужесточение налогового законодательства для состоятельных людей, но ограничимся только налогами.

Конечно, глупо было бы полагать, что эти самые олигархи добровольно согласятся отказаться даже от ничтожной части своих сверхприбылей. Нет, они, к примеру, понимают, что если уж президент давит, то выложиться все равно придется, но только чуть-чуть и только разово. Но чтобы вместо привычных 300 или 200 процентов прибыли получать, скажем, невиданные в мире 50 процентов, причем постоянно? Да никогда. Поэтому между властью, намеревающейся с помощью сокращения “тени” до “разумных” пределов и резкого увеличения собираемых налогов решать серьезные государственные задачи, и платящими мизерные налоги владельцами крупного бизнеса, мягко говоря, конфликт неизбежен.

Судя по всему, преобразования , осуществляемые сегодня президентом и премьер-министром, обретают системный характер. Что это означает? Ни у кого нет сомнений, что, к примеру, таможенная и налоговая службы - глубоко коррумпированные структуры. Причем подобное их функционирование устраивает всех - сборщиков налогов и крупных налогоплательщиков, таможенников и контрабандистов... Не устраивает оно только государство, ибо причитающиеся ему, то есть нам с вами, рядовым гражданам, суммы уплывают “неизвестно куда”. В частности, в карманы государственных служащих. В этом проблема: есть взаимоисключающие интересы государства и есть интересы приватизировавших это государство государственных служащих. Вспомним, что еще 15 лет назад Вано Сирадегян откровенно признал слияние государственных и криминальных структур.

Может ли существовать государство, если чиновники, призванные обеспечивать его полноценное функционирование, заняты лишь обеспечением собственного безбедного существования, а заодно и всей вертикали власти? Может, конечно, но лишь в той мере, в какой позволяет коррумпированное чиновничество. А мера эта у нас такова, что осознание нашего бытия как “дальше так жить нельзя” давно стало всеобщим. Настолько, что уже во время предвыборной кампании оно явственно сквозило в выступлениях Сержа Саргсяна, а затем и в заявлениях Тиграна Саркисяна при вступлении в должность премьера.

Безусловно, это понимал и президент Кочарян. Однако его попытки навести порядок в тех же таможенной и налоговой сферах не носили системного характера, а отдельные точечные удары хотя и приносили заметные успехи в деле пополнения бюджета, тем не менее радикально изменить ситуацию не могли, более того, очевидно исчерпали себя.

Сегодня, когда президент прямо говорит, что “подобного положения он более не потерпит”, дает срок “на исправление” 20 дней, а по его истечении, “не видя никаких изменений”, прибегает к крутым мерам, можно предположить, что речь идет именно о системных изменениях. Это подтверждают и слова президента о том, что руководители налоговой службы “не осознают”, чего от них требуется, а также такая отмеченная им красочная деталь, как “выражение лица некоторых предпринимателей”. Возможно, кое-кто действительно не сознает, что от них требуется, - это выше их разумения. Они мыслят прежними категориями и поэтому не могут уразуметь повторенной многократно президентом “простой” вещи: перед законом все равны и исключений не будет. Чиновников можно понять: а как же многолетнее табу, те же неприкосновенные из провластного окружения?

Выражение лица присутствовавших во время памятного заседания обусловлено скорее всего тем, что они никак не могут понять, ведет ли президент с ними какую-то игру и надо как можно скорее уловить ее правила и пределы, за которыми все останется по-прежнему, или происходит что-то небывалое и недопустимое, чему необходимо как можно скорее положить конец. Ведь не случайно прекрасно знающий повадки этой публики президент под конец заседания сказал: “И без шума, иначе хуже будет”. Публика тоже хорошо знает президента и понимает, что слова эти сказаны не случайно.

Дело, естественно, не в отдельных недовольных чиновниках или олигархах. Системные изменения неизбежно встречают сопротивление всей системы. Причем не только таможенной или налоговой системы в отдельности, а всей коррумпированной системы управления страной.

С системой может справиться только система. Борьба с ней одиночек, если даже это президент и премьер-министр, обречена на неудачу. Система государственной власти, которую они возглавляют, по понятным причинам в этом деле им слабый помощник - ведь не будет она разрушать саму себя; вряд ли - и по тем же причинам - опорой может стать и возглавляемая президентом партия власти.

Между тем в стране существует мощная система, кровно заинтересованная в искоренении коррупции и всемерном росте поступлений в государственный бюджет. Это - народ Армении. Сегодня та его часть, которая не отравлена антинациональной и антигосударственной пропагандой, тоже с огромным интересом наблюдает, не ведет ли президент очередную пропагандистскую игру, не демонстрирует ли нам показушные “шоу” с тем, чтобы в итоге все осталось по-старому, или он действительно намерен довести задуманное до конца?

Эта ситуация не может продолжаться бесконечно. Или коррумпированная криминальная чиновничья-олигархическая система сумеет любой ценой пресечь смертельную угрозу, или президент и премьер сумеют разрушить эту систему. В этой борьбе мы не можем оставаться сторонними наблюдателями. Систему может разрушить только система. 

следующая статья