Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2006   >   ЛИСЫ В ВИНОГРАДНИКЕ 14 сентября

ЛИСЫ В ВИНОГРАДНИКЕ

Партий, объявляющих себя либеральными, у нас не меньше, чем партий, объявляющих себя национальными. Некоторые пытаются совместить и тот и другой имидж, однако, не преуспевая ни в том ни в другом, так и не способны состояться как политическая сила вообще. Классической либеральной, то есть открыто противопоставляющей себя национальным идеалам, национальным ценностям и становлению национального государства, в Армении была до сих пор лишь одна политическая сила - Армянское общенациональное движение, возглавляемое экс-президентом Левоном Тер-Петросяном. Идеология АОД, последовательно демонстрирующего свою приверженность либеральным ценностям и антинациональную направленность, с одной стороны, как и должно было быть, стала главной причиной его полного краха как политической силы, а с другой - противопоставляла ее всем остальным политическим организациям страны, в том числе оппозиционным и либеральным.

Монополия АОД и полновластие на оппозиционном политическом поле его прессы вынуждали идеологически близкие организации, несмотря на очевидную беспомощность и неспособность к возрождению АОД, постоянно оглядываться на него и даже искать с ним альянса, что изначально обрекало на провал любые программы (как правило, захвата власти).

Между тем заинтересованность Запада в существовании подобных сил в Армении и приходе их к власти, естественно, не снижалась. Но и для него монополизм в этой сфере АОД, очевидно исчерпавшего себя, был явным препятствием, возможно, в первую очередь помешавшим попытке осуществления «демократической революции» в ходе прошедших выборов или референдума по Конституции. И если посол США в РА Джон Эванс в чем-то действительно виноват перед бешено атакующей его аодовской оппозицией, то как раз в том, что он вполне справедливо не увидел в ней той силы, ради которой стоило бы затевать «революцию». Этого-то они ему и не простили.

Но отсутствие подобной силы только способствовало осознанию ее востребованности. Востребованности в носителе идеологии АОД (либе
ральной и антинациональной, безоговорочно приверженной западным ценностям и готовой пойти на любые уступки в Карабахском вопросе, отношениях с Турцией и т. д.) , однако не в самом АОД, бесповоротно скомпрометировавшем себя в глазах народа, и даже не в лидерах, генетически связанных с АОД. И таковые, естественно, нашлись. И предложились. Открыто и цинично - Раффи Ованнисян, Арам З. Саркисян, Ованес Ованнисян и еще кое-кто... Обсуждать этих деятелей здесь нет необходимости, скажем только, что, на наш взгляд, ни один из них «отборочной комиссии» не приглянулся.

В то же время серьезные перемены на либерально-антинациональном поле пока в основном закулисно, но происходят. И хотя аодовская пресса уже развернула мощную пиар-кампанию, и хотя институт аодизмалевонизма активно издает подчищенные и отредактированные тома его сочинений, все равно грядущие выборы, как бы они ни прошли и как бы ни завершились, лишь подведут черту под политической биографией этой партии и ее видных представителей.

А пока Петрос Макеян, лидер «Демократической Родины», сообщил, что с февраля ведутся работы по объединению идеологической оппозиции, придерживающейся праволиберальных взглядов. Программа объединения «будет основана на программах, выдвинутых АОД в 1988-1990гг.» («ЖЕ», 23 августа). Конечно, было бы любопытно узнать, что имеют в виду новые правые либералы под «программами АОД 1988-1990гг.» и чем им не нравится программа АОД последующих лет (тем более что сам П. Макеян, по его признанию, часто встречается с экс-президентом и обсуждает с ним различные политические вопросы), если бы не знать наверняка, что никакие идеологические вопросы «идеологическую оппозицию» не интересуют, так как «задача номер один нашего общества - как можно скорее освободиться от режима» и для решения этой задачи праволибералы готовы приветствовать сотрудничество с ними и социалистов, и коммунистов. При этом тактика намечена исключительно «хитроумная»: в самих выборах участия не принимать, но воспользоваться предоставляемыми участникам выборов возможностями для того, чтобы парламентские выборы закончились так же, как в Грузии, - «революцией роз». Вероятно, хорошо понимая всю бесперспективность затеи с объединением праволиберальной оппозиции, обусловленной лишь вынужденной демонстрацией активности в ходе выборной кампании сил,которым ничего не остается, как самораспуститься, г-н Макеян предусмотрительно оговаривается, что «создание праволиберальной оппозиции никак не связано с личностью или политическим возвращением Л. Т.-П».

(Вопреки этому утверждению г-на Макеяна та же газета «ЖЕ» в номере от 8 сентября сообщила, что объявление о создании праволиберального блока будет оглашено 21 сентября во время праздничного приема, организованного Л. Т.-П.).

Как разительно отличаются нынешние осторожные упоминания экспрезидента от шумной пиар-кампании в канун прошлых президентских выборов, закончившейся конфузом - публичным отказом Л. Тер-Петросяна от участия в выборах, которым он поставил всех своих соратников и обслуживающие его СМИ в совершенно идиотское положение: получилось, что якобы многомесячная пиар-кампания проводилась чуть ли не вопреки его желанию... Помня этот конфуз, ныне соратники стали гораздо осмотрительнее. Фактически нынешняя пиар-кампания пока ограничивается публикацией удивительно однообразных фотоснимков, на которых экс-президент изображен, как правило, в позе мыслителя, как предполагается, погруженного в размышления о судьбах страны, а также назойливо повторяемой мыслью о том, что, несмотря на многолетнее упорное молчание, он остается «важным политическим фактором в политической жизни страны».

Конфуз прошлых выборов, когда «фактор», не поддавшись на многомесячные уговоры, в последний момент «кинул» свято веривших в его всесилие приверженцев и отказался от участия в выборах, вынуждает их искать иные пути привода его к власти. Фактически согласившись со всеобщим убеждением, что Л. Т. -П. в борьбе за власть участвовать никогда не будет, но не прочь получить ее на блюдечке, Н. П. в «Айкакан жаманак» разъясняет: «Задача не в том, чтобы убедить Тер-Петросяна, а в подготовке его пути. А подготовка его пути - дело всех тех, кто считает, что Тер-Петросян должен вернуться к рулю власти РА. Точнее, эта идея и идеология должны вернуться. Так что это не столько путь Тер-Петросяна, сколько путь спасения Армении. Но спасение не в ТерПетросяне, а в той идеологии, с которой в нашей действительности отождествляется его имя. И для подготовки пути спасения необходимо идти не к Тер-Петросяну, а к приведшему его к власти и, возможно, обиженному на него народу».

Конечно, идея вторично использовать народ для привода к власти Л. Т.-П. по меньшей мере оригинальна, если даже экс-спикер Ара Саакян на днях вынужден был признать, что «10 лет назад народ восстал против негативных тенденций, наблюдавшихся внутри нашей власти, которые, кстати, сейчас стали закономерностью».

Последнее обстоятельство Ара Саакян считает достаточным для организации нового народного восстания. При этом он, в отличие от Н.П., прекрасно понимает, что обращаться к народу ради возвращения Л. Т.-П. или идеологии, с которой отождествляется его имя, просто глупо, но вот использовать народ для свержения существующего режима, считает он, вполне возможно. «Ситуацию необходимо и возможно изменить, и это невозможно сделать стерильно правовым путем. Армении нужно новое движение, восстание. От подобных режимов в белых перчатках не избавляются. Армении нужна демократическая революция». Журналист просит г-на Саакяна уточнить, какое восстание он имеет в виду, - вооруженное? «Любым образом. Такую власть нужно ликвидировать, уничтожить» («Аравот», 23 августа).

Чем вызвана эта откровенность, как правило, сдержанного и обдумывающего свои слова Ара Саакяна, выливающаяся в истерику и антиконституционные призывы к насильственному свержению власти? Вообще чем вызваны призывы обязательно «решить вопрос», не дожидаясь уже довольно близких весенних выборов, являющихся, как свидетельствует опыт, идеальным условием для проведения революции?

В первую очередь тем, что выборы являются идеальным условием только для тех, кто в соответствии с замыслом организующих революцию внешних сил должен прийти к власти. Остальным же, как, например, упомянутым П. Макеяну, А. Саакяну и им подобным, ничего не остается, как призывать: вначале подеремся, а там уж разберемся, кому что достанется и какова будет идеология новой власти. Эти призывы свидетельствуют о том, что «бывшие» не рассчитывают ни на нормальные выборы, ни даже на революцию, организованную в ходе выборов согласно известным технологиям. Призрачные надежды связываются лишь со спонтанным народным бунтом с непредсказуемыми во всех смыслах последствиями.

Кто же может предсказать последствия? Вот как описывает анонимный лидер оппозиционной партии один из вариантов: «... не нужны ни многотысячные митинги, ни демонстрации протеста, ни штурм президентской резиденции, а не обходимо всего лишь 5-минутное выступление президента США Джорджа Буша по CNN, в котором он объяснит, что в Армении он поддерживает того или иного политического деятеля». («ЖЕ», 22 августа).

Другой популярный ныне вариант связывается с предстоящим визитом Жака Ширака: кого он посетит и кого примет, кого назовет в качестве кандидата Франции... Практически никто не сомневается, что это, безусловно, будет французский фаворит прошлых выборов Артур Багдасарян.

Во всяком случае именно А.Багдасарян держит себя так, как должен держать себя политический деятель, имеющий в кармане предсказуемый результат в рамках классических схем. «Власть формируется в процессе выборов. Посмотрите, что произошло в Украине. Янукович был избран президентом. Кочарян, Путин, еще 8 президентов поздравили его. Но мир сказал: ахпер-джан, ты говоришь, что ты избран, но я тебя не признаю. Иначе говоря, существует серьезная проблема - вопрос легитимности и признания, который сегодня выдвигает цивилизованный мир. Я не принимаю тех, кто каждый месяц говорит о революции. Власть оспаривают во время сфальсифицированного процесса выборов... Я против всяких внеочередных движений в нашей стране. Выборы через 6 месяцев, а к выборам надо готовиться». Он перечисляет необходимые подготовительные шаги, в частности, ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, что «выборы в нашей стране не могут не быть сфальсифицированными», уже сегодня ФОРМИРУЕТ ДВИЖЕНИЕ, которое в нужный момент возвестит миру о массовых нарушениях, что и послужит сигналом к «восстанию масс». Артур Багдасарян откровенно говорит о том, что «наша сила в том, что нас понимают и в Армении, и вне Армении» («АЖ», 23 августа).

Нервозность аодовских пропагандистов и категорическое неприятие их прессой Артура Багдасаряна объясняется не только появлением сильного соперника, ибо сами они как раз ни для кого не являются сильными соперниками, а тем, что соперник этот играет на их поле и его, в отличие от них, «понимают». Если до сих пор либеральная и антинациональная идеология действительно отождествлялась с АОД и именем Л. Т.-П., что делало позицию АОД уникальной среди всех игроков на политическом поле оппозиции, то теперь в лице А.Багдасаряна у Запада появилась возможность передать эту идеологию новому носителю взамен давно уже исчерпавших себя «факторов».

В этом смысле праволиберальной политической массовке остается только либо примкнуть к Артуру Багдасаряну, либо не допустить, чтобы Артур Багдасарян состоялся как новый лидер праволиберальных сил, тем более как президент РА, что окончательно поставит крест на политической биографии как самого АОД, так и его лидеров. 

следующая статья