Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1996   >   «КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН!», 16 мая

«КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН!»

В совершенно свежем номере газеты «Гитутюн» (от 10-25 мая) помещен доклад президента НАН РА Ф.Т.Саркисяна на годичном общем собрании НАН «Время напряженной работы». Вслед за, видимо, становящимися у нас обязательными словами благодарности в адрес властей за их постоянную заботу о развитии науки в республике президент НАН сказал следующее: «Я, конечно, не могу согласиться с высказываемой иногда мыслью о том, что если наша республика мала, то мы должны соответственно ограничить масштабы развития науки. Наука – наше национальное богатство, мы должны сохранить это богатство, иначе закроем все пути развития республики. Должен отметить, что руководство республики разделяет это мнение и всячески помогает нам».

Эти слова президента НАН, возможно, не привлекли бы нашего внимания, если бы буквально в день получения газеты не пришло известие об итогах утверждения Министерством экономики РА списка финансируемых из бюджета научных тем. Непосвященным объясним: те темы, которые отныне не финансируются, объявляются «закрытыми», а выполнявшие их ученые автоматически оказываются на улице.

В результате последнего решения, согласно предварительным неофициальным данным, число таких выкинутых на улицу ученых увеличилось примерно на 900 человек. То есть из почти 2500 человек в составе НАН осталось чуть больше 1500. И если учесть, что подобные акции проводятся регулярно дважды в год, то можно смело утверждать, что геноцид армянской науки продолжается и вступает в свою окончательную и завершающую фазу, когда сокращать уже будет некого и нечего.

Идет целенаправленный и последовательный процесс уничтожения известных всему миру, во всяком случае 1/6 его части, научно-исследовательских институтов, признанных научных школ, армянской научной мысли вообще – нашего национального достояния, по справедливой оценке президента НАН.

Может быть, кому-то наши формулировки покажутся слишком жесткими, но как иначе комментировать следующие, к примеру, факты?

Вероятно, потому, что в Армении уже уничтожено или съедено почти все, что летает, бегает, плавает и ползает, отныне в Институте зоологии НАН и Центре прикладной зоологии благосклонно оставленные 12 ученых будут исследовать только две научные темы. Но даже подобные соображения не могут уместить в сознании мысль о том, что Армении вовсе не нужен севанский Институт гидробиологии и ихтиологии. Там не будет финансироваться ни одна тема. Сожрем всю оставшуюся рыбу, кстати, спасшую нас в голодные годы, а там... Той же участи удостоился и отдел биофизики. В Институте микробиологии сохранено 4 темы. Гидропоникой будет заниматься целая «армия» ученых – 22 человека (3 темы). Мы не берем везде слово институт в кавычки только из уважения к славному прошлому этих научных учреждений.

Наши читатели, безусловно, помнят, сколько высоких слов было сказано о созданном к 80-летию Геноцида армян Музее-институте Геноцида. Какой это был замечательный козырь в ответ на всякие недостойные упреки и намеки в адрес властей... Так вот спешим сообщить: исследование этой далеко не только научной проблемы наконец-то обрело масштабы, «достойные» независимой армянской государственности, и отныне антиармянской деятельности все более множащихся турецких кафедр будут противостоять аж двое ученых, разрабатывающих в Институте Геноцида соответственно две научные темы. Больше, выясняется, и не нужно, да и армянский народ, содержащий несметное множество чиновников-тунеядцев, взяточников и казнокрадов, на святое для нации дело больше отдать не может. Наши худшие опасения, высказанные по поводу грантов господина Гранта, сбываются. Точно так же, как сбываются вообще все наши опасения.

Господа, так точно определившие количество нужных стране и нации тем и ученых, выйдите на улицу с шапкой, и вы убедитесь, на что именно армянский народ даже в его нынешнем состоянии готов добровольно отдать еще имеющиеся у него деньги. На чем-чем, но на науке, образовании и национальных святынях армяне не экономили никогда.

Мы уверены: сегодня в редакции раздадутся возмущенные звонки и нам объяснят, что все это, мол, не так, ибо руководители «закрытых» тем имеют право на «апелляцию», эти апелляции будут рассмотрены в субботу. Возможно, какие-то темы и восстановят.

Постыдный фарс! Какие-то дяди «закрыли» давно известные, утвержденные и переутвержденные темы, выполнявшиеся годами нашими ведущими учеными, а сегодня руководителям этих тем, почтенным академикам и докторам наук предоставлена возможность заполнить две странички и бегать с ними по инстанциям, которые в течение двух дней, неизвестно по каким «вновь открывшимся обстоятельствам», должны позволить им продолжить дело своей жизни, отданной на благо отечественной науки. Конечно, пару-другую тем восстановят, но почему и это должно делаться так издевательски? Тем более что вся эта история неизбежно повторится в конце года. И так – «борьба, борьба до конца». Чьего конца, думается, объяснять сегодня уже нет надобности.

Конечно, темы и ученые и прежде были разными. И каждому было ясно, что некогда 10-тысячный коллектив Академии наук нуждался в основательной «перестройке». От многого и многих необходимо было избавляться. Но то, что происходит сегодня, не имеет ничего общего с тем, о чем мечтали и на что надеялись подвижники армянской науки.

Серьезный разговор об истинных причинах, глобальных целях и трагических последствиях происходящего на наших глазах еще впереди. Надеемся, что в нем непременно примут участие и сами ученые, у которых теперь на это, вероятно, будет больше времени, а может, и мужества. И не только те, кто с понедельника уже не будет получать изредка свои 4-5 тысячи драмов. Те, кто на сей раз «уцелел», должны наконец понять, что в следующий раз на улицу будут выкинуты и они. А наша национальная гордость и богатство – Академия наук – превратится в академию в буквальном смысле этого слова, то есть будет состоять только их сотни-другой академиков, которые будут получать свое пособие, изображать армянскую науку и благодарить кого надо за отеческую заботу и ней.

следующая статья