Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ВТОРОЙ (2004- 2008)   >   2006   >   ПРАВ ШАРЛЬ 24 октября

ПРАВ ШАРЛЬ

Все, кому было что сказать и кому сказать было нечего по поводу принятия нижней палатой парламента Франции закона, предусматривающего уголовное наказание за отрицание Геноцида армян, вроде бы уже высказались. Так что картина в целом - мы имеем в виду противников принятия закона - ясна и можно перейти к обобщениям. Впрочем, и обобщать особенно нечего. Почему турки выступают против принятия закона, объяснять нет необходимости. Какими карами они грозят Франции и какие мрачные последствия принятия этого закона для всего мира они предсказывают - тоже известно (хотя бы из публикации в газете «Голос Армении» статьи ведущего турецкого журналиста Мехмеда Али Биранда), как и то, что угроз турецких Франция не боится, а последствия принятия закона от 12 октября в мировом масштабе если и будут ощущаться, то для Турции только негативные. Так что Турции придется все-таки перенести и этот удар, хотя и со стороны очевидно: несмотря на то что боец пока хорохорится, однако сознание его уже помутилось и еще парочка таких ударов - и нокаут неизбежен. Турки в итоге выкинут белое полотенце, но пока пусть переведут дыхание.

Но ведь не только турки. Выясняется, что не только они выступают против принятия закона или высказывают сомнения в целесообразности его принятия. Среди них и официальные лица, и международные организации типа «Журналисты без границ», и известные газеты, и просто высказывающиеся против армян по любому представившемуся поводу... Такое впечатление создается, что чуть ли не весь цивилизованный мир осуждает Францию. Но что в действительности из этих выступлений следует?...

Прежде всего то, и это главное, что практически никто даже из громко протестующих не отрицает сам факт Геноцида. А это очень важно. Речь, по существу, лишь о том, что не надо называть Геноцид армян Геноцидом или вообще вспоминать о нем. В этой позиции ничего нового нет, и поэтому останавливаться на ней мы не будем.

Все остальные мнения сводятся, по сути, к одному обвинению: новопринятый закон ограничивает свободу слова. Конечно, ограничивает,
для этого, собственно, закон и принят. Так что вопрос не в том, что закон ограничивает свободу слова, а в том, какое и чье слово он ограничивает.

Ответ на этот вопрос помогает получить международная практика. Не турецкая, естественно, отмена 301-й статьи УК которой, запрещающей любое упоминание о Геноциде армян, также называется в качестве предусловия вхождения в Евросоюз. Ничего общего с ней и другими подобными статьями турецкого законодательства принимаемый закон не имеет. Аналогии здесь возможны только с присутствующими в законодательстве всех цивилизованных стран статьями, запрещающими пропаганду насилия, ксенофобии, расизма, нацизма и т. д., законность которых никогда и никем не подвергалась сомнению. Справедливость такой оценки принятого нижней палатой Сената Франции закона все шире осознается непредвзятыми комментаторами.

Мы специально подчеркиваем это обстоятельство - «непредвзятые», ибо, к сожалению, большинство критиков закона как раз очень даже предвзятые. Судите сами.

Чем объяснить то удивительное обстоятельство, что критики закона от 12 октября вдруг забеспокоились о свободе слова, почему-то «забыв» о существовании подобного закона в десятке стран Европы, в том числе и в той же Франции? Почему так много лет они молчали и ныне молчат о его неприемлемости? Неужели только потому, что тот закон запрещает отрицать Холокост евреев? Истинно так. Более того, знакомясь с критическими откликами и аргументами, убеждаешься, что для многих закон неприемлем не тем, что он затрагивает турецкие интересы, которые по большому счету мало кого волнуют, а тем, что с его принятием Геноцид армян формально приравнивается к Холокосту евреев. Любопытно, как трактует этот вопрос редакционная статья в «НьюЙорк таймс» от 17 октября, цитируемая чуть ли не во всем мире, в том числе и у нас, в качестве образца авторитетной критики закона. Призывая, с одной стороны, турок примириться со своим прошлым, газета утверждает, что «...у Сената Франции еще есть возможность отбросить этот возмутительный законопроект, и мы надеемся, так они и поступят». В то же время «Нью-Йорк таймс» считает, что во Франции должен продолжать действовать закон о привлечении к уголовной ответственности лиц, отрицающих геноцид евреев… так как во Франции много антисемитов. Смехотворные аргументы влиятельной газеты просто беспомощны как в юридическом, так и нравственном смысле. С этой точки зрения гораздо более честны те оппоненты закона, которые прямо заявляют, что принятие закона умаляет значение еврейского Холокоста. Мысль не новая. Хорошо известно, что подобные настроения достаточно распространены в среде евреев, а на государственном уровне эти настроения трансформируются в политику государства Израиль. Настроения эти уже долгие годы препятствуют признанию Геноцида армян. Сегодня они вновь запущены в оборот. Как выясняется, по всему миру. К примеру, в Чехии депутат в Европарламенте от этой страны, известный туркофил Ян Захрадил, как сообщает газета «Азг», уже не впервые говорит об «умалении Холокоста евреев», о том, что «не следует ужасы Холокоста приравнивать к использованию термина «геноцид». Хочется верить, что подобные настроения, кстати сказать, неоднократно осужденные самими широкомыслящими евреями, так и останутся достоянием определенного круга туркофилов и сионистов и никак не воздействуют ни на мировое общественное мнение, ни на французских законодателей. В этой связи представляется симптоматичным заявление Шарля Азнавура по поводу принятия закона, которое также любят цитировать его критики, в том числе и у нас в стране, мол, «закон об отрицании должен был быть принят в отношении всех преступлений, а не только совершенных в отношении армян, иначе он производит странное впечатление». Шарль не раз говорил о себе, что он 100-процентный француз и 100-процентный армянин. Так вот в этом конкретном случае он выступает только и только как 100-процентный армянин, который, не зная о существовании такого же закона для Холокоста, просто застеснялся и растерялся от той непривычной ситуации, что кто-то в мире что-то сделал благое для армян, обделив при этом кого-то. Действительно странно как-то. И от непривычки мы хотим тут же поделиться этим благом со всеми. Почему бы и нет? И даже если в мире есть еще народы, пережившие геноцид (а мы знаем, что есть), то пусть и признание их геноцидов, и все необходимые последствия этого признания осуществятся как можно скорее и гораздо легче, чем это удается армянам. Надеяться
быть единственными и уникальными в подобной глобальной национальной трагедии просто безнравственно. Жертвы геноцидов всегда достойны сочувствия, а преступники всегда должны нести наказание. Прав Шарль. 

следующая статья