Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1996   >   ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ... ,28 мая

ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ...

28 мая с нынешнего года мы празднуем как День Первой республики, приурочив празднование нашей независимости к другой важнейшей исторической дате. Не вдаваясь в подробности и не собираясь оспаривать это решение, тем не менее заметим, что в сознании армян предшествующих, нашего, да и будущих поколений, именно 28 мая 1918 года всегда будет связано с созданием первой, спустя долгие века, Независимой и Свободной армянской государственности.

Судьба распорядилась так, что за три четверти столетия – исторически ничтожный срок – на нынешней территории Армении возникли, сменяя друг друга, три республики. И хотя кое-кто, в том числе и некоторые ученые-историки, считает, что вторую из них вообще нельзя называть республикой, тем не менее такая нумерация – Первая, Вторая, Третья – на наш взгляд, несмотря на глубочайшие различия между ними, несмотря на то, что говорить о независимости Второй не приходится, правомерна. И не потому, что в названиях всех трех присутствует слово «республика», а потому, что каждая из них – наше общее прошлое, достояние нашей общей национальной истории.

Вероятно, истоки многих наших бед и в том, что власть каждой последующей республики, вопреки ощущению народом своей истории как непрерывного процесса, пыталась из сиюминутных идеологических и политических соображений опорочить, исказить, в лучшем случае предать забвению наше общее прошлое. Вспомним: целые поколения Второй Республики просто не подозревали о существовании Первой, а о том, что писалось о ней в «научных» трудах, лучше не вспоминать – сплошная ложь и измышления. И сегодня официальная идеология продолжает эту печальную традицию, с той только разницей, что неистовый нигилизм распространяется уже и на Вторую Республику.

Зло подобного агрессивно-нигилистического отношения к собственному прошлому не только в том, что с каждой новой республикой нарастало идеологическое противостояние в нашем обществе (ибо ни дашнакцаканы, ни коммунисты, как свидетельствует сегодняшний опыт, не ушли в небытие и не собираются играть предназначенную им роль «маргиналов»). Упомянутое противостояние, возможно, в определенной степени – историческая неизбежность. Главное зло в том, что это манкуртство не позволяет нам трезво и объективно, исходя из наших национальных интересов, осознать и оценить опыт нашего собственного прошлого, извлечь из него необходимые уроки, сохранить то лучшее, к чему стремились и что успели сделать наши предшественники, и не повторять их трагических ошибок.

И поскольку мы заговорили об опыте прошлого, то почему бы сегодня, в День Первой Республики, не задуматься о некоторых ее уроках хотя бы только в одном аспекте. Какое «наследство» получила Первая Республика - общеизвестно. Но вот что пишет весьма осведомленный современник Григор Чалхушьян в начале 1920 года: «Армения представляет собой руины и развалины. Турки и татары опустошали, разоряли край, увозили, что можно было вывезти, жгли остальное. Карсская область, Александропольский, Шарурскай и Нахичеванский районы и южная часть Эриванского и Эчмиадзинского уездов были в руках турок. Сообщение с Тифлисом было отрезано татарами. Армяне оказались в узкой полосе, осажденной со всех сторон мусульманами. Они умирали от голода, болезней, и страна превратилась вдруг в колоссальный приют для беженцев и сирот...

Казалось, что уже ничто не в силах спасти измученный народ, казалось, что гибель его была неминуема. Однако армянский народ, всеми оставленный, преследуемый судьбой, но имевший в себе все здоровые зародыши жизненности, прогресса и культуры... сумел за какие-нибудь двадцать месяцев доказать, что он имеет все законные права на жизнь и что он будет жить наперекор злой воле людей и наперекор стихиям». 

В этих словах – главная оценка деятельности Первой Республики. Имеется сухая статистика, которая показывает, что и как делалось ими во всех сферах государственной жизни. Желающие могут изучить ее. Приведем только некоторые данные, относящиеся к бюджетным расходам страны.

На оборону – 250 млн рублей, на беженцев – 300 млн руб. (в августе 1919 года беженцев насчитывалось 310835 человек, местных «нуждающихся» - 271041), на сирот только с октября 1918 года израсходовано 18 млн руб. (сирот 14 тысяч). В этих условиях государство выделяет огромные (по меркам тех лет) средства на развитие системы образования: в 1918-1919 учебном году на начальные и средние школы израсходовано 1,3 млн рублей, в 19191920 уч. году – почти 14 млн руб. 2259000 рублей выделено открытому 31 января 1920 года в Александрополе первому армянскому университету. В 1920 году на перевод учебников выделено 3220000 руб., на помощь нуждающимся учащимся и студентам – 900000, на уроки армянского языка для чиновников – 100000, на издание армянских авторов – 3100000, на дело «сохранения древностей» - 1600000, на строительство новых и ремонт старых школьных зданий – 35920400, на физическое воспитание учащихся – 599880 руб. и т.д.

Не эта ли деятельность правительства, в основе которой лежала выношенная и выстраданная национальная идеология, позволила другому современнику записать 20 августа 1920 года в своем дневнике: «Я в столице Армении. Облик города, виденного мною полгода назад, полностью изменился: жизнь кипит, беженцев на улицах не видно, сейчас их сменили жители армянских колоний вне Армении, в основном зажиточные. Нынешняя Армения напоминает маленькое озеро, которое постепенно увеличивается, расширяется благодаря притокам из колоний. Приезжают и приезжают со всех концов земного шара...»

Третья Республика унаследовала от Первой не только Гимн, Герб и Флаг, но и тот самый армянский народ, который несет в себе «зародыши жизненности, прогресса и культуры». Сегодня эти «зародыши» гибнут на наших глазах. И может быть, пока не поздно, есть смысл чему-то поучиться у Первой Республики? Иначе какой смысл праздновать ее День?

 

следующая статья