Левон Микаелян (Казарян) Журналист • Публицист • Переводчик
ТОМ ПЕРВЫЙ (1995 - 2003)   >   1999   >   ДРУГОГО ШАНСА ПРОСТО НЕТ, 22 июня

ДРУГОГО ШАНСА ПРОСТО НЕТ

Двойственные чувства вызывают провозглашенные премьер-министром Вазгеном Саркисяном и одобренные Национальным Собранием принципы деятельности нового правительства. Сами принципы, собственно говоря, возражений особых не вызывают и вызвать не могут, ибо в значительной своей части они отражают многолетние требования оппозиции, широко муссировавшиеся на митингах и в прессе.

Правда, некоторые заявления премьера, в частности, о координирующей роли государства достаточно расплывчаты и неопределенны, однако и в таком виде его намерения, с одной стороны, снабженные изрядной долей, по его же собственному определению, «романтизма», а с другой – подкрепленные демонстрацией «твердой руки», выглядят вполне привлекательно для населения, которое, давно уже разуверившись во всех и вся, тем не менее сегодня связало свои последние надежды с руководством блока «Единство». Но и те, кто не голосовал за правящий блок (вероятно, за исключением кучки деятелей, для которых если не они, то «чем хуже - тем лучше»), не могут не желать лучшей участи для страны и самих себя и невольно задаются вопросом: «А вдруг?». Да и кому, скажем, не хотелось бы, чтобы Армения перестала быть «единственным местом в мире, где есть нищие армяне».

Однако понятно, что оптимизм относительно будущих успехов исполнительной власти никак не может быть чрезмерным. И не только потому, что семь предшествующих правительств за прошедшие 8 лет независимости сделали все для того, чтобы лишить народ веры в какие-либо обещания и надежды на какое-либо улучшение жизни. Смущает на сей раз и то, что парадоксальным образом фактор, вызывающий оптимизм, и фактор, этот оптимизм сдерживающий, один и тот же – премьер-министр Вазген Саркисян. Не секрет, что никаких существенных изменений курса экономических реформ не произойдет, во всяком случае новой программы просто нет.

Не секрет и то, что «новое» правительство состоит главным образом из тех, кто остался, и тех, кто вернулся. Возможности большинства министров известны, и известны они в основном, к сожалению, прежде всего своими многочисленными провалами. так что надежды сегодня, очевидно, связываются с «твердой рукой» Вазгена саркисяна, «наведением порядка» и организацией работы.

Что ж, если обещания премьера искренни, по нынешним временам и этого могло бы оказаться немало. сомнения же обусловлены тем, что твердость премьеру придется проявлять не по отношению к и без того законопослушному и безропотному населению, а по отношению к пусть относительно и небольшому, но могущественному кругу людей, к которому принадлежит и сам премьер и с которыми связан самыми разнообразными узами.

Общеизвестно, что основные безобразия у нас творятся на уровне местной власти. Понимает это и премьер и не случайно предупреждает, что отныне должности мэров, председателей общин, сельских старост перестанут быть источником удовольствия и личного обогащения. Он грозится наказать всех плохо работающих и «паразитов», имея при этом в виду тех, кто будет избран осенью. Обнадеживающие обещания, если, конечно, не учитывать особенность основного контингента, занимающего и претендующего на эти должности. Ведь это те самые «еркрапа» - прежние боевые соратники и нынешняя политическая опора премьера в законодательной и исполнительной власти. Согласимся, повод для сомнений есть, тем более приверженность Вазгена Саркисяна «старым друзьям» известна.

следующая статья