ОТКРОВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ
Когда в сентябре прошлого года в состоянии непонятного воодушевления представители армянской стороны вели переговоры и подписывали различные соглашения с турками, трезвые голоса, пытаясь несколько умерить эйфорию, недоуменно спрашивали: ну ладно, попытку наладить деловые отношения еще можно как-то понять, тем более если они, в отличие от существующих, станут взаимовыгодными, но брататься-то Гюмри с Карсом зачем?
Помнится, «ГА» даже указывал на противоестественность этой акции: ведь «братались» по существу, два города нашей исторической Родины.
В ответ нам многозначительно намекали на предполагаемые положительные последствия появления новой «родни», говорили о возможности восстановления армянских культурно-исторических памятников, даже о проведении в Карсе мероприятия, посвященного Чаренцу, который, как известно, не только родился и учился в Карсе, но и буквально воссоздал его армянский облик в своем гениальном романе «Страна Наири».
Изгнание 28 июня из Карса делегации «побратима» Гюмри, официально приглашенной «деловыми кругами» участвовать в проходящей там конференции, посвященной проблемам мира на Кавказе, в который уже раз подтвердило ту испытанную веками истину, что любые заигрывания в отношениях с турками бессмысленны и просто вредны. Ибо они всегда готовы пожертвовать любыми договоренностями ради своих главных стратегических целей.
МИД РА расценил происшедший в Карсе инцидент как «непонятный» и выразил мнение, что его причины должна объяснить пригласившая сторона. Между тем поведение турок абсолютно понятно, логично и последовательно, и нужно очень не хотеть смотреть в глаза реальности, чтобы не разглядеть причины инцидента.
Как известно, Турция так и не установила дипломатических отношений с Арменией. Как известно, МИД Турции отказался ратифицировать соглашение о «братстве» между Карсом и Гюмри, хотя инициатива вроде бы исходила от турецкой стороны и городской совет Карса принял его большинством голосов. Как известно, еще три месяца назад МИД Турции отказал городским властям Карса в просьбе пригласить для участия в конференции делегацию Гюмри, посчитав его «неуместным». О чем и проинформировал Министерство внутренних дел, сотрудники которого и выдворили армянскую делегацию из Турции, и слава богу, как особо подчеркивается в информации Ноян Тапан, «без применения силы». Казалось бы, что тут может быть непонятного, даже для наших дипломатов?
Тем не менее турецкий МИД устами заместителя руководителя своей пресс-службы особо непонятливым напомнил: «Несмотря на многочисленные предупреждения турецкой стороны, Армения, спекулируя на истории, продолжает свою политику сеяния вражды, которая принимает все большие масштабы. Не сделаны положительные шаги в направлении урегулирования карабахского конфликта». Может ли дипломатия, тем более турецкая, быть более откровенной?
В сообщении об инциденте, как о чем-то сенсационном, говорится, что на турок оказали давление делегации Азербайджана и Нахичевана. Тут-то чему удивляться? Тому, что кровные братья оказались хозяевам ближе названого, да еще и нератифицированного? Или тому, что компании, собравшейся в Карсе «искать пути установления мира на Кавказе», как и МИДу Турции, участие в этом деле Армении, показалось явно неуместным? Единственное, что может вызвать в этом сообщении недоумение - это самостоятельный статус делегации Нахичевана: может быть, в качестве национального меньшинства?
В ответ на откровенность поведения турецкой стороны и заявления МИД Турции наш МИД также вынужден был пойти на откровенность. «Считаем необходимым отметить, - заявил пресс-секретарь МИД РА Ара Папян, - что вопрос Геноцида был и будет продолжать оставаться в повестке дня внешней политики Армении. Республика Армения будет продолжать добиваться признания Геноцида армян международным сообществом и в частности Турцией».
Сказано решительно, и после подобных заявлений, естественно, не следует питать иллюзии относительно новых демаршей турок. А демарши обязательно последуют, и их количество будет зависеть в том числе и от нашей наивной веры «в прогресс, зафиксированный в последнее время в армяно-турецком диалоге». Мы, в отличие от нашего МИД, никакого прогресса в диалоге не видим, подтверждением чему и явился карсский инцидент. Если, конечно, не считать «прогрессом» импорт турецкой PEPSI COLA в Армению с фамилией учредителя фирмы-поставщика «Осканян».
следующая статья